Год театра. Интервью с Сергеем Тимофеевым

Сегодня мы хотим познакомить читателей с человеком, который на протяжении уже многих лет учит юные дарования актерскому мастерству.

Свою преподавательскую деятельность главный режиссер и художественный руководитель драматического Лицейского театра Сергей Тимофеев начал в ОмГУ им. Достоевского еще в девяностые годы.

— Преподавать в университет меня пригласил народный артист РФ Моисей Василиади, — вспоминает Сергей Родионович. —  Затем был   актерско-режиссерский курс Ларисы Михайловой, работал я и с главным режиссером ТЮЗа Владимиром Ветрогоновым. А сейчас  веду второй курс актеров Лицейского театра. Преподавательской деятельностью занимаюсь все время. Невозможно работать режиссером и не обучать артистов. Они должны соответствовать тому высокому уровню, который мы задаем.

  Лицейский театр является театром-студией, где профессионально обучают будущих актеров не только актерскому мастерству, но и сценической речи, пластике, сценическому бою. Причем это одно из немногих мест, где обучение происходит бесплатно. Молодые таланты приобретают актерские навыки  в этюдах и упражнениях, изучают характер и характерность, закрепляют материал в отрывках из спектаклей.

В основу создания уникального коллектива заложена идея Константина Станиславского и Евгения Вахтангова об образовательном театре-студии для школьников и студентов. Сегодня в Лицейском театре существуют три возрастные группы, где сценическому мастерству обучаются дети от шести лет. В каждой такой студии – свой режиссёр-постановщик, режиссёр-педагог, свои зрители и репертуар. Ещё одна образовательная структура — театральный клуб для ребят от 16 лет. С ними занимаются актёры Лицейского театра, они помогают молодым людям постичь основы профессии: преподают сценическое движение, речь, актёрское мастерство, пластику. У каждой студии в работе два спектакля, которые идут на сцене театра.

— Актер — профессия штучная, — отмечает художественный руководитель. — Наши ученики работают в театрах в разных городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, в Москве — в театрах Вахтангова,  «Сатирикон», у Виктюка. В своей работе с актерами мы основываемся на разработках Георгия Товстоногова, Марии Кнебель, Михаила Чехова. Стараемся уделять больше внимания старой школе, достижениям советского театра, когда характер был мерилом всего, что происходит на сцене. Главное для меня, как для режиссера, — добраться до полного перевоплощения, что, поверьте, очень нелегко.

Профессия актера зависит от многих обстоятельств. Бывает, что талантливые актеры долгие годы играют в массовке, а потом становятся знаменитыми на всю страну. Обычно быстрее себя проявляют девушки, поскольку театры заинтересованы в молодых героинях. Хотя и молодые люди часто получают заслуженное признание, выходя на сцену.

Любое живое проявление актера — это праздник, считает Сергей Тимофеев.  Но в основном актерское ремесло — это ежедневная работа над собой, что называется «под микроскопом», очень тяжелый труд.

— За время обучения актеру надо сделать свою психику подвижной, — поясняет Сергей Тимофеев. —  Тот, кто приходит в театр за праздником и блеском, быстро уходит. Здесь остаются очень терпеливые и скрупулезные студенты. Театр – это не кино, где один раз сняли и все запечатлели. Артист каждый раз, выходя на сцену, должен по-новому проживать историю. Именно поэтому профессия артиста так прекрасна и любима зрителем.

Год театра выдался для лицеистов достаточно трудным. Они провели фестиваль моноспектаклей, представили несколько премьер. Съездили в Лобню на Международный фестиваль русской классики, где за спектакль «Каштанка» получили заслуженные награды: призы за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль, приз зрительских симпатий.  Сейчас лицеисты готовятся к юбилею театра, которому 7 октября исполнится 25 лет.

— Наш театр нашел свое место, своего зрителя, — считает Сергей Родионович. —  Наша труппа дышит, живет. У нас есть артисты, которые способны украсить любую труппу страны, и мы этим гордимся.

 

Виолетта Гордиенко

«Омская правда», №36 (25339) / 11 сентября 2019 г.