Главное — чтобы ангелочек был!
(Победные заметки о Лицейском театре)
Совсем недавно (да не далее как в прошлом номере «Омской музы») рассказывали мы о весьма грандиозном событии, «имевшем место быть» в Омском Лицейском драматическом: впервые за всю свою 14-летнюю историю «лицеисты» совершили блистательный и победный зарубежный вояж, показав спектакль по пьесе Р. Топора «Зима под столом» в Гренобле, на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы»; а затем «заехали» из Франции в Швейцарию, где провели «малые гастроли». И вот — новое и не менее грандиозно-победное событие в истории Лицейского (и автору сих строк посчастливилось оказаться свидетелем события оного)…
Под занавес минувшего года в Санкт-Петербурге, под эгидой Министерства культуры России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России проходил традиционный ежегодный (уже 15-й) фестиваль «Рождественский парад», «жанр» которого уже давно обозначается как «фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив». Около двадцати профессиональных театров из разных городов и весей приняли в нем участие: Рязань, Петрозаводск, Тукумс (Латвия), Санкт-Петербург… И — полпредом нашего региона! -Омский Лицейский драматический! Со спектаклем «Зима под столом», уже обретшим судьбу «самого выездного».
Право же, дорогого стоят слова, произнесенные арт-директором фестиваля, театроведом Татьяной Ларионовой после спектакля, показанного нашими «лицеистами»: «Мы готовы принимать омичей на фестивалях каждый год, потому что это всегда качественно и высокопрофессионально». И еще одна — и очень пронзительная — мысль Петербургских театралов (и слышал я это не раз): омичей всегда ждут в Петербурге по-особенному еще и потому, что Омск и Ленинград неразрывны в своей истории, и в Омске выросло целое поколение военных детей, ведь во время Великой Отечественной множество ленинградских предприятий было эвакуировано в Омск. И сегодня, как говорят питерцы-театралы, они смотрят уже «на талантливых внуков и правнуков того военного поколения».
Довелось после «лицейского» показа поговорить и с председателем жюри фестиваля, кандидатом искусствоведения, профессором СПГАТИ (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) Еленой Горфункель: «На «Рождественский парад» омский Лицейский приезжает второй раз, и вновь — это качественный, живой спектакль с молодыми талантливыми актерами, с неожиданным и малоизвестным драматургическим материалом, но решенным так, что спектакль интересен, понятен и доступен зрителям всех возрастов. И это можно и нужно только приветствовать!..»
…Да, уже второй раз Лицейский на «Рождественском параде». И не могу не вспомнить, что тогда, в 2002-м, молодой омский театр, пожалуй, впервые стал «контекстуальным». Есть такое понятие: «контекст театральной России». И на том, 9-м «Рождественском параде», наши «лицеисты» впервые оказались именно в российском театральном контексте (это была вообще их первая поездка на крупный фестиваль), после чего слух об уникальном омском Лицейском театре прошел, как говорится, «по всей Руси великой». И общероссийская газета «Культура» тогда же констатировала: «Омский Лицейский, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных акций города Омска во имя будущего, во имя сохранения Культуры». А стать первой «выездной ласточкой» выпало тогда спектаклю «Татарин маленький» по пьесе А. Пояркова, поставленному основателем и первым художественным руководителем Лицейского Вадимом Решетниковым (после Фестиваля в его «победный актив» добавился диплом «За высокий профессиональный уровень режиссуры и педагогическую деятельность»). Тогда же Вадим с гордостью рассказывал: «Идет разговор в Санкт-Петербурге о нашем театре. Слушаю, радуюсь за своих актеров: все говорят об их высоком профессионализме, об очень хорошей энергетике, об их большом будущем, о прекрасной технике речи, отмечая и музыкальность, и мелодику речи, и отсутствие какого бы то ни было сибирского говора…»
Эх, как бы порадовался сегодня Вадим Станиславович за своих актеров!.. Ибо на санкт-петербургском юбилейном 15-м межрегиональном фестивале «Рождественский парад» в одной из самых почетных номинаций «Лучший актерский ансамбль» — победителем стал Омский Лицейский драматический театр! И он — рядышком с другими главными призерами (на «Рождественском параде» нет понятия «лауреат», есть только — «победитель»): питерским театром-студией «Karlsson haus», показавшим кукольную притчу для взрослых «Ленинградка» (номинация «Лучший экспериментальный спектакль»); театром «За Черной речкой», представившим остросовременный «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского («Лучший драматический спектакль»); новым петербургским театральным проектом-антрепризой «Вечером созвонимся…» со спектаклем по Г. Пинтеру «Немой официант» («Лучший актерский дуэт»).
И от имени всех омичей, от имени читателей, авторов и редакционной коллегии «Омской музы» — самые искренние поздравления с победой нашим прекрасным и «лучшеактерскоансамблевым» омским «лицеистам», и прежде всего — — актерам Наталье Виташевской, Лидии Точиловой, Игорю Коротаеву, Василию Савинцеву, Игорю Мельникову и режиссеру, художественному руководителю Лицейского Сергею Тимофееву! (В общем, в соответствии с подписью под одной из фотографий, — «Великолепная «пятерка» и «вратарь»!).
И еще одно всенепременное (и персональное) поздравление — замечательной и обезоруживающе улыбчивой четырехлетней петербурженке Полечке Чичиковой, сыгравшей роль Ангелочка в «Зиме под столом». И вообще мне думается, что скоро в истории этого спектакля роль Ангелочка станет особым, исторически-географическим «компонентом»: в этом образе в Омске на сцену выходит талантливая юная омичка Алена (уже, по сути, представительница актерской семейной династии дочка ведущих актеров Лицейского Лидии и Евгения Точиловых); во Франции Ангелочком была Камилла (естественно, француженка-греноблианка), ну а в Швейцарии — Анни (естественно, швейцарка-женевчанка)…
…А теперь — признание искреннее: находясь за тысячи километров от Омска, очень это прекрасно, волнующе и замечательно — испытывать особую, сугубо ОМСКУЮ гордость за наш самый театральный в России город (ну как тут без Есенина: «Большое видится на расстояньи»). И в отдалении от Омска еще более отчетливо, более ясно понимаешь: «Театральный Омск» — не трафаретная журналистская метафора, это истина, которая касается имиджа нашего города. Всегда касается!
Сергей Денисенко
«Омская муза», №1 (23) / январь 2009 г.