В центре Омска театр устроил Венецию с масками, огнём и пиротехникой
Лицейский театр 17 сентября пригласил омичей на «Венецианскую ночь» на берегу Иртыша – с масками, огнём и итальянской фьябой Карло Гоцци. Театр впервые сыграл свой спектакль «Король-олень» в уличном формате.
ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ
Лицейский драматический театр начал сезон с авантюры, о которой долго мечтал, но никак не мог решиться. Премьеру синтетического спектакля, в котором сплетаются комедия дель арте, элементы кукольного театра, площадное представление и даже рэп-баттл, театр выпустил в 2021 году. Уже тогда, на этапе постановки, режиссер «Короля-оленя» Юрий МИТЯКИН говорил артистам: я мечтаю, чтобы вы играли этот спектакль на улице.
– Корни итальянской комедии масок – в площадном театре, это вообще уличный театр без декораций: только маски, пластика и деревянный помост, – рассказывает Алексей ОСИПОВ, исполнитель роли министра Тартальи и режиссер, поддерживающий спектакль «Король-олень» после отъезда новосибирца Митякина. – Мы все долго вынашивали эту идею – сыграть нашу фьябу на улице, и наконец решили договориться именно с Омской крепостью, потому что здесь интересные виды. Не Италия, конечно, но все равно старая архитектура, и вообще само пространство располагает к погружению в нечто историческое.
«ПЕРЕВЕДЁННЫЙ» ИСТУКАН
«Венецианская ночь» началась с наступлением сумерек. В полумраке у входа в Омскую крепость собрались персонажи в венецианских масках и карнавальных костюмах. Они встречали зрителей: «Вы на спектакль? Добро пожаловать, я вас провожу», фотографировались вместе и показывали дорогу в уголок, где горел свет и уже стоял деревянный помост. Спектакль сыграли так, как и мечтал режиссер – без занавеса и почти без декораций. Для переноса «Короля-оленя» в уличный формат пришлось потрудиться всем службам театра.
– Чтобы перенести спектакль на улицу, нужно приложить немало усилий. Подключить все службы и труппу, вывезти все оборудование, адаптировать саму постановку, – объяснил Алексей Осипов. – В условиях драматического театра есть свет, есть спецэффекты и элементарно занавес, решающий все проблемы со сменой декораций: закрыли занавес – монтировщики вышли, все передвинули – открыли занавес. Площадной театр так не работает. В нем все условно, все открыто, мы ни от кого не прячемся. И конечно некоторые вещи, которые были выстроены в стенах театра, мы убрали и перевели на язык уличного театра.
Один из примеров такого «перевода» – волшебное изваяние в покоях короля Дерамо. По сюжету фьябы это изваяние королю подарил чародей. Статуя умела распознавать чистоту женских сердец и слышать ложь в их речах – каждый раз, когда дама лукавила, статуя смеялась. В театре волшебную статую «играла» маска-декорация, спускавшаяся на штанкетах. Бутафоры изготовили две маски, и опускались они по очереди – смотря какое выражение лица нужно в той или иной сцене.
А на улице, конечно, нет никакой театральной машинерии. Изваянием стал актер площадного театра, для которого соорудили двуликую маску: он возвышался над сценой и поворачивался нужной стороной. Лицеисты хотели в свой уличный спектакль еще добавить спецэффектов, задействовать дым с огнем, но времени на подготовку впечатляющего действа не хватило. Впрочем, огонь все же был – в антракте зрителей развлекала команда FireEDGE, устроившая огненно-пиротехническое шоу.
ПОВТОРЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Театр благодарен своим зрителям, у которых нашлись время и желание разделить с артистами эту «Венецианскую ночь». Проект прошел успешно и будет продолжаться – труппа планирует играть спектакль «Король-олень» в Омской крепости регулярно, в течение всего теплого сезона, и первые представления теперь ожидаются в мае.
Татьяна Попова
Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 19 сентября 2022