В поисках правды
На Омском областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа 2020 года» для Лицейского театра звёзды, что называется, сошлись. Спектаклем года была признана постановка «Братья и сёстры», осуществлённая художественным руководителем театра Сергеем Тимофеевым по роману Фёдора Абрамова. Что стало успехом и решившегося на масштабный проект очень камерного на самом деле творческого коллектива, и, наверное, во многом и жюри, сумевшего оценить, с одной стороны, традиционное, а с другой – лежащее вне главенствующей сегодня в отечественном театре ценностной конъюнктуры сценическое высказывание.
Задача, которую «лицеисты» поставили перед собой, «замахнувшись» на первую часть абрамовской тетралогии «Пряслины», была по многим причинам сложной, однако благородной. Во-первых, выпустить в год юбилея Победы (премьера постановки планировалась на май 2020-го года, но по понятным причинам состоялась в октябре) честный и убедительный спектакль о военном времени – само по себе достойное дело. От чего, есть ощущение, некоторые более благополучные в денежном смысле омские театры технично уклонились, скрывшись за ковидными ограничениями.
Во-вторых же, создатели спектакля, ни много ни мало, сделали серьёзную попытку вернуть в культурный оборот омичей текст замечательного и несправедливо сегодня подзабытого русского советского писателя. Одного из зачинателей «деревенской прозы», автора потрясающей по художественной силе и жизненной правде эпопеи – своеобразного «Тихого Дона» о военном и послевоенном северном селе. Человека глубокой порядочности и незыблемых принципов, через сердце пропускавшего болезни современного ему общества, не боявшегося говорить о проблемах в то время, когда некоторые из нынешних литераторов-свободолюбцев зарабатывали премии от властей ныне порицаемого ими же «тоталитарного совка», воспевая социализм во всех его проявлениях. Попытка эта представляется тем более уместной, если вспомнить, что в прошлом году со дня рождения выдающегося писателя исполнилось 100 лет.
Очень важна при этом система творческих приоритетов, того, как создатели спектакля отнеслись к литературному материалу. Авторы инсценировки – Валерий Мамонтов и Сергей Тимофеев, первый выступил также художником-сценографом, а второй является режиссёром спектакля – подошли к переводу романа «Братья и сёстры» с прозаического на сценический язык очень деликатно. Не причесывая текст под либеральные идеологические клише, не превращая его в погоне за правдочкой a la Guzel Yakhina в антисталинский, антисоветский или пораженческий манифест, а предоставляя говорить устами актёров самому Фёдору Абрамову. Писателю, прекрасно осознававшему сложность и нераздельность жизни, чувствовавшему трагизм и величие своей эпохи, видевшему несовершенство человеческой натуры и в то же время её способность к подвигу самопожертвования, в равной степени страшному и святому, отразившему этот парадокс бытия в своих книгах.
С большой абрамовской правдой омскому Лицейскому театру оказалось по пути. Доверившись автору, отказавшись от популярного сегодня при интерпретации советской классики принципа «здесь читать, а здесь не читать», создатели постановки выиграли в главном – их спектакль получился правдивым. Но таковым он должен был получиться и эстетически, ведь для получения полноценного художественного результата одной только идейности на сцене мало. В этом смысле лицеисты тоже нашли что предъявить даже очень строгому критику.
Прежде всего, стоит сказать, что «Братья и сёстры» в Лицейском театре вышли очень убедительными по анту- ражу. Не так легко в современном большом городе, к тому же, в театре, обладающем скромными материальными возможностями и просто крохотной сценой, создать атмосферу далёкой архангельской деревни. Но, в общем и целом, постановочной группе и актёрам это удалось. Лёгкое «окающее» северное произношение, без навязчивости, а как будто артисты сами слышали речь абрамовских героев, стало в этом смысле, наряду со сценографией и костюмами, дополнительным «лыком в строку».
В высокой степени удачным оказалось и распределение ролей. А некоторые попадания в характеры получились у режиссёра и актёров столь точными, что способны вы- теснить у читавшего роман зрителя его собственные представления о героях.
Среди них – Степан Андриянович, сыгранный Николаем Пушкарёвым. Самый опытный актёр труппы Лицейского, как всегда, демонстрирует прекрасную актёрскую школу и отличную творческую форму. И, хотя инсценировка дала ему не так много пространства для того, чтобы досконально воплотить на сцене внутренний процесс перерождения скаредного и нелюдимого подкулачника в доброго, хоть и строгого внешне бригадира-передовика, готового трудиться от зари до зари и даже без зова приходить на помощь к ближнему, со своей задачей актёр справился превосходно. Сцена получения Степаном Андрияновичем похоронки на сына – одна из самых пронзительных в спектакле.
Гармонично вписалась в психологическую ткань спектакля и лицейская молодёжь. Мишка Пряслин (Степан Воробьёв) и Дунярка (Евгения Суровая) – добротные и уверенные роли молодых артистов, за которыми видна хорошая творческая перспектива.
Традиционно убедителен в своей роли один из лидеров труппы театра Евгений Точилов. Его Иван Лукашин – обычный, хотя, может быть, и не очень простой, русский мужик, попавший в экстремальные обстоятельства сначала фронта, а потом – тыла, но не утративший, вопреки перемалывающей судьбы реальности и пережитой боли, ни прочного нравственного стержня, ни глубокого внутреннего такта.
Ну и, разумеется, в «Братьях и сёстрах» целая россыпь ярких женских образов, для чего текст романа Фёдора Абрамова даёт богатый материал, благо и труппа Лицейского никогда на нехватку талантливых актрис не жаловалась. Отметим, не в обиду остальным, трёх главных героинь.
Наталья Виташевская, в предыдущем сезоне несколько «на вырост роли» получившая премию имени Любови Полищук за Тамару в «Пяти вечерах», совершенно органично перевоплотилась в темпераментную Варвару, продемонстрировав и комическую сторону своего дарования, и ненаигранное обаяние, и совершенно необходимый в таких случаях вкус.
Один в один как у Абрамова, а написал он образ сложный и при всей характерной внятности динамичный, получилась председатель колхоза Анфиса Минина у Светланы Поздняковой. Эта роль, очень зрелая и цельная, стала одним из открытий спектакля, недаром её отметили главной женской премией фестиваля – имени народной артистки России Татьяны Ожиговой. В большей степени заочный дуэт Мининой-Поздняковой с потерявшей на фронте мужа многодетной матерью Анной (так же очень сильная работа Анастасии Максименко) – стержневая основа для пряслинской линии спектакля. И режиссёр, и актрисы сумели без потерь, а напротив, с благоприобретенными индивидуальными чертами перенести её из романа на сцену. Конечно, спектакль, тем более такой масштабный и делавшийся, к тому же, в условиях, приближённых к чрезвычайным, особенно во время первых показов не мог избежать шероховатостей. Какие-то сцены, например, некоторые трудовые, желательно подтянуть в плане ритма и технического правдоподобия. Отдельные роли можно было бы более чётко и даже жёстко отретушировать режиссёрским карандашом.
Однако сейчас, по итогам непростого для всех омских театров се- зона можно смело говорить о том, что лицейские «Братья и сёстры» состоялись. Что они живут в репертуаре и дышат на сцене, став для театра ещё одной этапной работой. Ведь из малых частных человеческих правд, режиссёру и актёрам вслед за великим писателем Фёдором Абрамовым удалось сложить правду большую, глобальную, правду бытия.
Это правда о жизни и смерти, о человеке и его боли, о труде, о надежде, о любви, и о Победе, за которую заплачена такая высокая цена, что сама она цены не имеет.
Алексей Никишин
«Омск театральный», №46 (68) / июнь 2021