В поисках внутреннего источника
Когда речь заходит о войне, у каждого из нас возникают свои личные ассоциации об этом понятии, собственное представление о том, что это такое. Оно зависит от многого: от возраста, от поколения, к которому мы принадлежим, от жизненного опыта, от того, какой след оставила война в нашей семье. Со дня Великой Победы прошло уже больше полувека, а мы до сих пор пытаемся понять: где скрыт источник этой великой силы, которая стала чертой целой нации, сумевшей вернуть мир стране и создать могучее государство.
Где искать этот внутренний источник человеку нового времени, порабощенному техническим прогрессом и норой не имеющему сил, чтобы победить себя самого? Не в поисках ли ответа на этот вопрос мы снова и снопа пересматриваем фильмы, возвращаемся к книгам, покупаем билет на спектакль? В Омске нет пи одного театра, который так или иначе не обратился бы к теме Великой Отечественной войны. В ТЮЗе играют «Летнюю поездку к морю» по киносценарию Юрия Клепикова. «Пятый театр» создал сценическую версию знаменитого произведения Бориса Васильева «Завтра была война». Музыкальный театр, в котором обращение к военной теме давно стало традицией, имеет в репертуаре такие спектакли, как «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны», «Вечно живые», «Зори здесь тихие», а сейчас готовит новую постановку «В мае 45-го…». В чем художественный интерес к этой теме? Возможно, дело в том, что история, скорее нссго, не объяснит нам загадку человека, стоящего между жизнью и смертью. Иетория — это только факты, а природа духовной силы находится в иной плоскости, которую можно исследовать лишь с помощью художественных «инструментов»: текста и смысла, образов и символов, слова и звука, акцентов и полутонов. Единственная ценность для творчества — человек и все, что с ним происходит. И потому в большинстве произведений, которые берет театр, война превращается в событийный фон, в крайнее, трагическое обстоятельство, которое, как лакмусовая бумажка, высвечивает характеры.
В ЕДИНОМ ВЫДОХЕ
Любопытно, но и машем городе практически во всех постановках, посвященных »гой теме, герои — молодые люди. Конечно, это можно назвать случайным совпадением, ведь многие авторы, писавшие о войне, прошли се молодыми, особенности восприятия событий в этом возрасте послужили основой в реализации художественных задач. Но все же в этом «совпадении» есть общая логика. Роли молодых героев исполняют молодые артисты, а в зале за судьбой персонажей следят такие же молодые зрители. Мы часто говорим о том, как важно сохранить связь поколений, сетуем па то, что с каждым годом молодежь все меньше знает и интересуется нашим прошлым. Одной из своих задач театр ставит как раз это — снять границы между поколениями, между их внутренними ценностями, чтобы вывести зрителя к «вечным» вопросам о себе самом и о мире вокруг.
Спектакль «Детство Никиты», идущий в театре куклы, актера, маски «Арлекин», был создан к 60-летию Великой Победы. Рассказ Андрея Платонова «Никита» — о маленьком мальчике, отец которого ушел па фронт, мать работала в поле, а ребенок большую часть времени проводил совершенно один, — никогда не имел сценического воплощения. Сегодня, по прошествии пяти лет с момента премьеры, спектакль не так часто появляется в афише. Но за это время он успел побывать на многих фестивалях и получил награды, и эмоциональный отклик, идущий от зрителя, остается неизменен. Режиссер Борис Саламчев использовал мультимедийные технологии, с помощью которых в спектакле был создан не только документально-исторический фон, но и выразительный контраст между пространством, объектами и фигурой Никиты, дающий сильный эмоциональный эффект. В итоге в спектакле сформировалась особая атмосфера, которая целиком захватывает зрителя.
Война забрала отца Никиты на фронт. Пятилетний мальчик остался один на один с большим и неизвестным миром. Для него война означает лишь одно: страх, когда все, что окружает его и раньше казалось абсолютно безопасным, теперь враждебно.
— Роль Никиты, по сути, моя последняя большая актерская работа, — говорит актриса Вероника Берман. — Моей целью было создать сложный образ, передать переживания, противоречивые чувства и внутреннюю борьбу, страх ребенка. Я играю этот спектакль не о войне. И что такое война для Никиты? Она начинается, когда уходит отец, и закапчивается, когда он возвращается домой.
— В моей семье произошло то же самое, что и в платоновской истории с Никитой. Может быть, потому этот спектакль так близок для меня, — признается актер Эдуард Павлинцев. — Когда началась война, моему отцу было 6 лет, и его отец — мой дед — ушел на фронт. Но скоро пришло письмо, в котором сообщалось, ч го он числится пропавшим без вести. Никита своего отца дождался. Мой отец — нет. Придумывая программку к спектаклю, художник попросил актеров принести старые семейные фотографии. И я очень рад, что в программке спектакля, в котором я играю, есть портрет и моего деда.
Когда отец Никиты возвращается, зал как будто делает общий выдох. И так уже пять лет подряд, от спектакля к спектаклю. Почему? Задевает тема? Самобытный платоновский стиль? Удачно найденная для этой истории форма сценического воплощения? Каким бы ни был ответ, актеры, оставаясь за закрытым занавесом, надеются, что «зерно», «посеянное» этим общим выдохом, ощутимым почти физически, прорастет в юных зрителях.
— В детстве я не любила смотреть фильмы о войне, читать про это книги. Война была мне неблизка, и было совершенно непонятно, почему это так важно – рассуждает актриса Алла Тихонова. — Наверное, так происходит всегда со всеми детьми, подростками, молодыми людьми: история становится понятна тогда, когда человек обретает свою собственную историю, когда с возрастом меняются наши внутренние приоритеты и мы понимаем, насколько ценной и уязвимой является человеческая жизнь.
ТРИ ДНЯ, ВМЕСТИВШИЕ ЖИЗНЬ
В отличие от «Детства Никиты» спектакль «Альпийская баллада» Лицейского театра по повести Василя Быкова живет только год. И в отличие от «Детства Никиты» идет в театре довольно часто. У спектакля уже иная адресность, в центре совершенно другая ситуация. Однако общими остаются особенность зрительского восприятия и успех постановки не только в Омске, но и в других городах, странах. «Альпийскую балладу» уже видели во Франции, этой весной лицеисты сыграли ее и Италии. Актеры Евгений Точилов и Мария Токарева рассказывают историю «побега, любви и невообразимого счастья», историю трех дней, которые вместили всю жизнь. И снова у военной темы фоновый характер. Война, как плетка, подгоняет героев, заставляя их в бесконечной борьбе с горной твердью отстаивать свое право на жизнь. Сильные горы, сильные люди и их сильные чувства — три «стихии», которые не уступают друг другу, двигая сюжет, концентрируя энергетику, превращая пространство сцепы и зала в единое целое.
Перед началом работы и далее, в процессе репетиций, перед режиссером Сергеем Тимофеевым и артистами неоднократно вставал вопрос: «как это сделать?». Как передать состояние человеческого духа и выносливости «на грани»? Как благополучным, современным молодым людям выразить и донести до зрителя чувство страха, когда не знаешь, переживешь ли сегодняшнюю ночь? Как передать это! нерв времени, не сфальшивив и не раздув пафосом?
— Нам нужно было «вырастить» эти чувства в себе. Когда мы репетировали сцену с хлебом, когда для Джулии и Ивана каждая крошка была на вес жизни, режиссер смотрел на нас, категорично качал головой и повторял: «Да вы сытые!», — вспоминает Мария Токарева. — Готовя спектакль, мы много разговаривали, пытались больше понять и внутренне постоянно спрашивали себя: а как бы я поступил? Сейчас я часто думаю о том, почему люди, прошедшие войну, так долго живут. Потому что они знают цену настоящим трудностям. Ведь многие паши «серьезные» проблемы сегодня надуманны и незначительны в сравнении с тем, что пришлось пережить людям того времени.
Молодой итальянке Джулии и русскому солдату Ивану, бежавшим из немецкого плена, судьба подарила только три дня. — Альпийская баллада» Лицейского театра и ее трагическая кульминация проявляет еще одну грань человеческой психологии — способность пожертвовать собой ради другого. Перед, последним штурмом скалы Иван пропускает Джулию вперед, асам попадает под пулю. Так или иначе в основе природы человека лежат два взаимосвязанных чувства: любовь к жизни и страх ее потерять. Всё остальное часто определяется их степенью и умением воспринимать их в отношении кого-то еще, кроме себя самого.
САГА О ВРЕМЕНИ
В театре «Студия» Л. Ермолаевой идут репетиции пьесы А. Арбузова «Мой бедный Марат». По словам режиссера Юрия Шушковского, несмотря на то, что премьера состоится ближе к 65-летию Победы, театр намерен сделать спектакль вне юбилейного контекста и так же, как Лицейский, активно включить его в репертуар. В студии сегодня существует спектакль «Слово, опаленное войной» — сценический коллаж из песен и страниц военной прозы. Артисты играют его в основном вне стен театра, на выездах. Теперь театр решил сделать спектакль для своей сиены. «Мой бедный Марат» — история с ненавязчивым присутствием военных реалий, без морализаторства и ложного «осовременивания», спектакль о людях, которые встретились в огромном городе в страшное время, обещали друг другу пройти свой путь до конца и так и не смогли реализовать в жизни то, о чем страстно мечтали в юности. Почему? Поразмышлять об этом театр намерен вместе со зрителями. А зритель, как надеются создатели спектакля, у этой постановки будет самый разный: ветераны, среднее поколение и, конечно же, молодежь.
- Их много, тех людей, которые именно вот так прожили свою жизнь, тех, кого война переломила, не дав осуществить задуманное, — говорит актриса Наталья Тыщенко, исполнительница роли Лики.
- В нашем спектакле война передана как состояние ломки психологии человека, фактор, изменяющий его мировоззрение, — продолжает мысль актрисы режиссер Юрий Шушковский. — Трое ребят пытаются пережить трудности. Будучи детьми, они вынуждены повзрослеть раньше времени. И вся их жизнь — это сага о времени — военном, послевоенном и уже «успокоившемся», мирном. Наташа сказала, что они не смогли реализовать то, что хотели. Но их ни в коем случае нельзя считать неудачниками. Это представители того поколения, которое, пройдя войну, смогло восстановить страну и нашло силы жить, при множестве изломов остаться собой.
«Умейте быть счастливыми сегодня, потому что никто из живущих не знает, что будет завтра», — такими строками театр обращается к зрителю. О ценности человеческой жизни, каждого ее мига говорят герои многих спектаклей по военным произведениям. Они говорят о страшном и великом времени, потребовавшем от каждого огромной силы духа. Однако мужество, крепкая воля, уверенность в том, чего хочешь, четкие принципы необходимы не только в эпоху «больших смут». Все это нужно для того, чтобы, оглядываясь назад, было не стыдно перед самим собой за то, что создано в жизни, и за то, что создать так и не получилось.
Валерия Калашникова
«Омская муза», №1 (26) / май 2010 г.