В Омске около ста человек от руки переписывали роман Достоевского
Рассказываем, как прошел перформанс «Жертвоприношение» и как его можно понимать.
Вчера, 11 ноября, в день рождения Федора Достоевского, в Омске прошел городской перформанс «Жертвоприношение». Его автор — режиссер Лицейского театра Евгений Бабаш, который решил собрать горожан в здании цейхгауза Омской крепости ради одного действия. Им предстояло по очереди переписывать текст самого сурового романа писателя — «Записок из Мертвого дома», созданного по впечатлениям от омской каторги.
Перформанс длился шесть часов — с полудня до шести вечера. Прийти можно было в любой премежуток этого времени. Собравшиеся дожидались своей очереди на скамейках, а затем входили в пустое помещение, имитировавшее кабинет писателя. Там находился только покрытый сукном стол с письменными принадлежностями, старинный стул и камера, транслировавшая происходящее на экран в «комнате ожидания».
Входить можно было только по одному — это принципиальная позиция автора, считающего, что участники должны оставаться наедине с текстом. На переписывание отводилось ограниченное количество времени: на выбор одна, три и пять минут, которые отсчитывали песочные часы. За этот промежуток удается переписать лишь несколько предложений, но сделать полную рукописную копию романа целью никто не ставил. Во всем этом важнее всего сам процесс.
Все действие принципиально неразвлекательное. В нем нет никаких элементов шоу и исторических реконструкций. Бабаш также не привязывает перформанс к годовщине рождения Достоевского — по его мнению, это лишь одно из дополнительных обстоятельств, создающих смысл происходящему.
— Достоевский, конечно, важен, но акцент того, что сейчас происходит, — на человеке, чтобы он остался на какое-то время один на один с текстом, — поясняет режиссер.
О четком и однозначном смысле акции режиссер не говорит. По его словам, он образуется из всего происходящего «прямо сейчас». Но в этом можно увидеть разные пласты смыслов: переживание писательского труда, переписывание романа не только в качестве механического действия, но и переписывание «заново» и в каком-то роде искупление вины Омска перед Достоевским. Вынесенная в название «жертва» — это время, которое люди посвящают на первый взгляд бесполезному действию.
— Смысл акции рождается из всего. Есть несколько действующих обстоятельств, место, время, название. Есть несколько значений. Где-то между ними рождается то, что называется перформансом. Нельзя однозначно сказать, что «Жертвоприношение» посвящено Достоевскому, что оно возникло, потому что мы что-то должны ему. Между этим и еще чем-то, тем, что в субботу нужно прийти сюда, где нет ничего развлекательного, посидеть, — между этим есть какой-то смысл, — считает Бабаш.
Одиночество — важная составляющая перформанса. Бабаш объясняет это так:
— Мне кажется, что что-то действительно стоящее получится сделать, только если ты останешься в одиночестве. Потом можно объединиться в команду, но для начала нужно остаться одному в определенных обстоятельствах. Не просто одному, а быть отсеченным от всех, почувствовать это, стать «лишенцем», отщепенцем, изгоем. И не обязательно сесть в острог — даже среди своих друзей можно стать отщепенцем.
По выходе из писательской комнаты участники получают свидетельство своего присутствия — арестантский билет с порядковым номером. На акцию записались около 100 человек. В течение дня бывало «и пусто и густо» — иногда люди приходили группами и создавали очереди, ждать в которых приходилось по полчаса. В другое время помещение пустовало.
Готовый рукописный текст, пестреющий разными почерками, передадут на хранение в литературный музей им. Ф.М. Достоевского, где он будет использоваться в экспозициях.
Екатерина Чаплинская
12 ноября 2017 г.
https://www.om1.ru/afisha/news/125982/