В Лицейском играют не за деньги

Март стал счастливым месяцем при­знания омского театрального искусст­ва. Причем отмечены не только артис­ты Академического театра драмы, обо­шедшие всех по числу полученных «Зо­лотых масок» на Всероссийском театральном фестивале. Наш Лицейский театр, побывав на Всероссийском фестивале дет­ских любительских театров в Калуге, тоже вернулся оттуда с наибольшим количеством дипломов. Сыграв водевиль Соло­губа «Беда от нежного сердца», Лицейский театр покорил жюри, состоящее из известных столичных критиков, был назван театром XXI века и отмечен восемью дипломами — за режиссуру, актерс­кое мастерство. Ни один другой те­атр не удостоился таких похвал и не получил больше четырех дипломов. Было особо приятно, что единственная награда от руко­водства Калуги также была присуждена омичам. Лицейский театр пока работает без своей сцены, помещение для него реконструируется. То ли еще будет, когда появится возмож­ность работать в нормальных условиях…

 

 

 

Говорят, дети — цветы жизни. Ягодки будут впере­ди. Дабы они не оказались волчьими, надобен уход. Однако уход тонкий, умный. Желательно такой, что­бы сами дети о том и не подозревали, а участвовали в каком-нибудь общественно полезном предприятии, сами наслаждаясь безмерно. Воплощение таких «хит­ростей» — мечта любого педагога. На первый взгляд. На самом дело помысел любого нормального чело­века.

Муниципальный Лицейский театр — это еще одна попытка взращивания чело­веческих душ с младых ног­тей. Учить детишек уму-ра­зуму примерами из Мандель­штама и Кальдерона, Швар­ца и Сологуба — не слабо. Ребятишки тоже реализуют свои мечты, перевоплощаясь в сказочных персонажей и ге­роев столь желанной «взрос­лой» жизни. Артистам театра —   от 6 до 21 года. Эта маленькая колония расположе­на во дворе магазина «Элект­ротовары» на Красном Пути. Здание, кстати, бывшего дет­ского клуба — потому немно­го стены помогают. Именно — немного.

Театральный Макаренко — заслуженный артист России Вадим Решетников. Покинув­ший, к удивлению товари­щей, Омскую драму несколько лет назад и создавший этот театр из своего и ребячьего эн­тузиазма. Собственно говоря, энергией состо­явшихся и совсем юных актеров театр и жив. Еще недавно полуразру­шенное здание обрело какой-то смысл.

Коммунально-быто­вая сторона дела для современного театраль­ного искусства особен­но важна. Например, если бы муниципальный Лицейский увлекался эк­спериментами, ремон­тировать здание, наверное, не имело бы и смысла. Входя в храм искусства, публика на­тыкается на свесившие­ся провода, подымаясь по лестнице, проходит рядом со строительны­ми лесами. Вот где раз­вернуться столичным постмодернистам! Ничего де­лать не надо. Омичи тем не менее делают.

Как говорит Решетников, вопрос в том, что такое экс­перимент. На самом деле это случается тогда, когда ре­жиссер не может выполнить задачу теми средствами, ко­торые есть у него в наличии. «Экспериментальность» Ли­цейского, если угодно, состо­ит в том, что артисты здесь не получают денег. Зарплату не получает вся страна. И ропщет. В этом театре про­сить деньги никому в голову не придет.

Вообще, по мнению ре­жиссера, провинция начина­ется с того, что какой-нибудь деятель говорит: «Дай-ка удивлю!» И по-своему удив­ляет. Но это — цель суетная. Все это важно снаружи. Решетникова учили, что главное — содержание.

Плотники и электрики со­оружают здание театра бук­вально, работающие с ними локоть к локтю артисты — фи­гурально. Символов вообще хватает в муниципальном Ли­цейском. Однако населяю­щие его люди думают все-таки о другом. О досках, о решетках, о краске, о шпат­левке. Здание детского клу­ба было передано театру три года назад. Но играть в нем начали только пару-другую месяцев назад. На ремонт не было денег. Этой зимой го­родская администрация смогла помочь. Дело сдви­нулось с мертвой точки. Есть надежда, что к следу­ющему сезону все уже будет в порядке.

То, что театр серь­езно занимается педа­гогикой, не очень при­вычно. Обычно драма­тические артисты орга­низуют свои студии ради изысков творчес­ких. Решетниковская режиссура преследует цель заинтересовать молодой и капризный народ культурой. В принципе это получа­ется. Иные парни и де­вушки днюют и ночуют на подмостках. Их дру­зья-приятели тусуются поблизости. Родители могут не тревожиться. Присмотр обеспечен. Работают педагоги. Ведется журнал — все как положено.

«Питомцы» разде­лены на три возраст­ные группы: младшая (до 6 класса), средняя (7-9 классы) и старшая (10 класс и младшие курсы вузов). Каждую группу курирует свой режиссер, за старшей при­глядывает непосредственно Решетников.

Первая проблема — выбор текста. Пьеса должна быть доступна и интересна ребятам. Обсуждение текста все­объемлюще, слово имеет каждый. Но точку ставит, ра­зумеется, главный режиссер. Сверстники артистов идут не только на постановку, но и, как замечено недавно, на оп­ределенных артистов. О кон­кретных фамилиях пришлому человеку в театре, конечно, никто не скажет, но свои «звезды» появились.

Сейчас главный вопрос для театра — найти своего зрителя. Одних товарищей «прим» маловато. Работники Лицейского хотят, чтобы с их театром у людей что-то ас­социировалось. Короче, нуж­но имя. Омск, конечно, не Москва с ее десятками ка­мерных площадок. Но и не Ханты-Мансийск. Столичные критики обычно удивляются театральным традициям в «пыльном городишке». Одним Оловом, перспективы роста есть.

Казалось бы, ниша детс­кого театра занята бывшим ТЮЗом. Да, он, слава Богу, процветает. Но два всегда лучше, чем один. Конкурен­ции со стороны тюзовцев нет. Несмотря на одну аудиторию, игра в театрах разная. Прав­да, был зафиксирован в од­ной из школ случай, когда завуч отказалась брать билеты в Лицейский потому, что «ее дети» всегда «ходят в ТЮЗ».

Среди помощников Решетникова немало вчерашних да и сегодняшних студентов. Учась на гуманитарных факуль­тетах, последние все-таки пропадают все вре­мя здесь. Признаются, что настоящая-то альма-матер для них в театре. Впрочем, работа с тек­стами и прочие сугубо филологические и куль­турологические занятия только помогают позна­нию гуманитарных дис­циплин. Формируется вкус.

За два с половиной года официального су­ществования театра под­готовлено семь спектак­лей, в эти дни готовятся еще два. Отсчет начал­ся.

Борис Куркин

«Омский вестник», 10 апреля 1997 г.