В Лицейском играют не за деньги
Март стал счастливым месяцем признания омского театрального искусства. Причем отмечены не только артисты Академического театра драмы, обошедшие всех по числу полученных «Золотых масок» на Всероссийском театральном фестивале. Наш Лицейский театр, побывав на Всероссийском фестивале детских любительских театров в Калуге, тоже вернулся оттуда с наибольшим количеством дипломов. Сыграв водевиль Сологуба «Беда от нежного сердца», Лицейский театр покорил жюри, состоящее из известных столичных критиков, был назван театром XXI века и отмечен восемью дипломами — за режиссуру, актерское мастерство. Ни один другой театр не удостоился таких похвал и не получил больше четырех дипломов. Было особо приятно, что единственная награда от руководства Калуги также была присуждена омичам. Лицейский театр пока работает без своей сцены, помещение для него реконструируется. То ли еще будет, когда появится возможность работать в нормальных условиях…
Говорят, дети — цветы жизни. Ягодки будут впереди. Дабы они не оказались волчьими, надобен уход. Однако уход тонкий, умный. Желательно такой, чтобы сами дети о том и не подозревали, а участвовали в каком-нибудь общественно полезном предприятии, сами наслаждаясь безмерно. Воплощение таких «хитростей» — мечта любого педагога. На первый взгляд. На самом дело — помысел любого нормального человека.
Муниципальный Лицейский театр — это еще одна попытка взращивания человеческих душ с младых ногтей. Учить детишек уму-разуму примерами из Мандельштама и Кальдерона, Шварца и Сологуба — не слабо. Ребятишки тоже реализуют свои мечты, перевоплощаясь в сказочных персонажей и героев столь желанной «взрослой» жизни. Артистам театра — от 6 до 21 года. Эта маленькая колония расположена во дворе магазина «Электротовары» на Красном Пути. Здание, кстати, бывшего детского клуба — потому немного стены помогают. Именно — немного.
Театральный Макаренко — заслуженный артист России Вадим Решетников. Покинувший, к удивлению товарищей, Омскую драму несколько лет назад и создавший этот театр из своего и ребячьего энтузиазма. Собственно говоря, энергией состоявшихся и совсем юных актеров театр и жив. Еще недавно полуразрушенное здание обрело какой-то смысл.
Коммунально-бытовая сторона дела для современного театрального искусства особенно важна. Например, если бы муниципальный Лицейский увлекался экспериментами, ремонтировать здание, наверное, не имело бы и смысла. Входя в храм искусства, публика натыкается на свесившиеся провода, подымаясь по лестнице, проходит рядом со строительными лесами. Вот где развернуться столичным постмодернистам! Ничего делать не надо. Омичи тем не менее делают.
Как говорит Решетников, вопрос в том, что такое эксперимент. На самом деле это случается тогда, когда режиссер не может выполнить задачу теми средствами, которые есть у него в наличии. «Экспериментальность» Лицейского, если угодно, состоит в том, что артисты здесь не получают денег. Зарплату не получает вся страна. И ропщет. В этом театре просить деньги никому в голову не придет.
Вообще, по мнению режиссера, провинция начинается с того, что какой-нибудь деятель говорит: «Дай-ка удивлю!» И по-своему удивляет. Но это — цель суетная. Все это важно снаружи. Решетникова учили, что главное — содержание.
Плотники и электрики сооружают здание театра буквально, работающие с ними локоть к локтю артисты — фигурально. Символов вообще хватает в муниципальном Лицейском. Однако населяющие его люди думают все-таки о другом. О досках, о решетках, о краске, о шпатлевке. Здание детского клуба было передано театру три года назад. Но играть в нем начали только пару-другую месяцев назад. На ремонт не было денег. Этой зимой городская администрация смогла помочь. Дело сдвинулось с мертвой точки. Есть надежда, что к следующему сезону все уже будет в порядке.
То, что театр серьезно занимается педагогикой, не очень привычно. Обычно драматические артисты организуют свои студии ради изысков творческих. Решетниковская режиссура преследует цель заинтересовать молодой и капризный народ культурой. В принципе это получается. Иные парни и девушки днюют и ночуют на подмостках. Их друзья-приятели тусуются поблизости. Родители могут не тревожиться. Присмотр обеспечен. Работают педагоги. Ведется журнал — все как положено.
«Питомцы» разделены на три возрастные группы: младшая (до 6 класса), средняя (7-9 классы) и старшая (10 класс и младшие курсы вузов). Каждую группу курирует свой режиссер, за старшей приглядывает непосредственно Решетников.
Первая проблема — выбор текста. Пьеса должна быть доступна и интересна ребятам. Обсуждение текста всеобъемлюще, слово имеет каждый. Но точку ставит, разумеется, главный режиссер. Сверстники артистов идут не только на постановку, но и, как замечено недавно, на определенных артистов. О конкретных фамилиях пришлому человеку в театре, конечно, никто не скажет, но свои «звезды» появились.
Сейчас главный вопрос для театра — найти своего зрителя. Одних товарищей «прим» маловато. Работники Лицейского хотят, чтобы с их театром у людей что-то ассоциировалось. Короче, нужно имя. Омск, конечно, не Москва с ее десятками камерных площадок. Но и не Ханты-Мансийск. Столичные критики обычно удивляются театральным традициям в «пыльном городишке». Одним Оловом, перспективы роста есть.
Казалось бы, ниша детского театра занята бывшим ТЮЗом. Да, он, слава Богу, процветает. Но два всегда лучше, чем один. Конкуренции со стороны тюзовцев нет. Несмотря на одну аудиторию, игра в театрах разная. Правда, был зафиксирован в одной из школ случай, когда завуч отказалась брать билеты в Лицейский потому, что «ее дети» всегда «ходят в ТЮЗ».
Среди помощников Решетникова немало вчерашних да и сегодняшних студентов. Учась на гуманитарных факультетах, последние все-таки пропадают все время здесь. Признаются, что настоящая-то альма-матер для них в театре. Впрочем, работа с текстами и прочие сугубо филологические и культурологические занятия только помогают познанию гуманитарных дисциплин. Формируется вкус.
За два с половиной года официального существования театра подготовлено семь спектаклей, в эти дни готовятся еще два. Отсчет начался.
Борис Куркин
«Омский вестник», 10 апреля 1997 г.