В древнеримских котурнах и с белыми лицами: омский театр готовит спектакль в авангардном стиле

В Лицейском театре в ближайшие выходные состоится премьера спектакля «Кабала святош» (18+) по пьесе Булгакова.

Всё лучшее — театру

Историю господина де Мольера режиссёр Алексей ОСИПОВ ставит в авангардном ключе, отдавая дань историческим формам лицедейства: ставит актёров на котурны, одевает в выкрашенный марганцовкой хлопок и выбеливает лица гримом.

В «Кабале святош» Алексей стремится показать все лучшее, чему научился за шесть лет в Щукинском училище – этот спектакль станет дипломной режиссерской работой «лицеиста». Мастер курса предлагал засчитать в качестве такового уже вышедшие в Лицейском «Семейные истории» по пьесе Биляны Срблянович, но Алексею захотелось увидеть в своем дипломе именно «Кабалу святош» — пьесу гения Михаила Булгакова о другом гении, Жане-Батисте Мольере.

— Мне хотелось, чтобы это было что-то фундаментальное, что-то значимое для меня и для театра. Плюс пьеса прекрасно разложилась на труппу Лицейского театра, что режиссеру тоже очень важно учитывать при выборе материала, — рассказал постановщик во время «Культурного завтрака» с журналистами в ресторане «Где же кролик». — Главная тема, которую я хотел донести, обращаясь к этой пьесе, — это обратная сторона жизни выдающегося творческого человека. Жан-Батист Мольер ассоциируется у зрителя в первую очередь с комедией, буффонадой и гротеском – тем, что есть в его пьесах и спектаклях. А на самом деле его жизнь была ведь не такой радужной и веселой.

Золотой запас

Через личную трагедию Мольера «Кабала святош» говорит о непростой судьбе творца в мире власть имущих. Спектакль играют два состава, а вот роль главного героя досталась только одному артисту – Мольером на сцене предстанет единственный «возрастной» артист Лицейского театра Николай ПУШКАРЕВ. Режиссер Алексей Осипов считает, что в жизни каждого артиста должна быть «золотая» роль, и надеется, что Мольер для Пушкарева станет именно таким. Впервые в этом спектакле Алексей Осипов стал для него не партнером по сцене, а тем, кто задает линию роли.

— Мне интересна и сама роль, и работа с Лешей-режиссёром, — поделился артист. — Я сам лицедей, и играю лицедея. Мне интересно лицедейство само по себе, ибо никогда не знаешь, куда оно приведёт.

Знать в шахматной расцветке

Лицедейство под началом Осипова привело Лицейский театр к новым формам постановки. Алексей решил пьесу в авангардном ключе, и музыку композитор театра Сергей Шичкин написал соответствующую, признавшись режиссеру, что давно мечтал попробовать себя в этом жанре.

Актерам впервые пришлось встать на котурны — высокие сандалии на очень толстой подошве, которые использовались в древнеримском театре: актеры трагедии надевали котурны, играя высоких богов с величавой поступью. В спектакле режиссер выступил еще и художником-постановщиком: знать он одел в черно-белые цвета, а простолюдинов – в выкрашенный в марганцовке хлопок. Особое внимание уделили головным уборам, которые уж точно получились весьма авангардными и сложными.

Каким получился дипломный спектакль выпускника Щукинского училища, омские зрители увидят уже 18 февраля. Алексей Осипов выразил надежду, что «Кабала святош» займет достойное место в репертуаре Лицейского театра, где уже идет и Булгаков, и Мольер: «Зойкина квартира» и «Шалый».

Татьяна ПОПОВА

Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 14 февраля 2023

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/v-rimskih-koturnah-i-s-belymi-licami-omskij-teatr-gotovit-spektakl-v-avangardnom-stile-foto/

В газете опубликовано 15 февраля 2023, №6 (с заголовком «Судьба лицедея»)