Выйти из сумрака. В каком мире живут современные подростки?
В Лицейском театре очередная премьера, и вновь о сложном подростковом возрасте и о том, как трудно выйти из Сети и посмотреть друг другу в глаза.
Смартфоны, клавиатуры заполняют всё сценическое пространство. Оно и понятно, ведь спектакль называется «Контакт», и это прямой отсыл к популярной социальной сети, в которой практически круглосуточно «живут» сегодняшние подростки.
Авартарка призрака
Почему бы и нет? Ведь в виртуальной реальности ты скрыт под псевдонимом, на аватарку можешь поставить какую угодно фотографию и написать о себе всё что вздумается – никто ведь не проверит! А можно вообще завести два аккаунта – и вот в одной ипостаси ты обычный Миша, а в другой – крутой парень Дэн, а бьюти-блогерша Даша превращается в отличницу Ксю. Кто они на самом деле, можно узнать при личной встрече, но далеко не все готовы встречаться и общаться живьём, ведь там, в Сети, всё проще…
На создание, не побоимся эпитета в превосходной форме, великолепнейшего спектакля, у режиссёра Второй студии Евгении Мальгавко ушёл почти год. Сначала она принесла пьесу Александра Югова «Контакт», разобрала её с ребятами – ведь именно им предстояло играть, по сути самих себя.
«Оказалось, что студийцам интересна эта тема, они готовы высказаться по этому поводу, — рассказала режиссёр. — Мы не говорим, что мы сами не пользуемся Сетью, мы так же общаемся, у нас есть группа, в которой мы, например, обсуждаем нюансы постановки. – Но ребята отметили: для них важно, что многие их друзья полностью уходят в виртуальную реальность».
Автор пьесы назвал её жанр verbatim (с латинского «дословно»). Это означает, что все диалоги не написаны автором, а взяты из реальной жизни. Подобные спектакли ставятся довольно редко: зритель привык к «картинке», а здесь её немного, он не хочет вслушиваться. Из последних омских постановок можно припомнить, наверное, ТЮЗовский спектакль «В «Авангарде», который ставил Владимир Золотарь – сейчас в репертуаре театра он не значится. Но Евгения Мальгавко рискнула – и, как нам кажется, не прогадала.
Интересно, что пьесу пермского драматурга лицеисты разбавили и собственными диалогами, а на сцене они играют под своими реальными именами – не скрываясь под мифическими аккаунтами. Впервые они показали эскиз спектакля осенью, когда в Омске проходила Лаборатория современной драматургии для подростков «Ты не один». Зрители, а там как раз были омские тинейджеры, оценили эскиз – 93% проголосовали за то, чтобы он вошёл в репертуар Лицейского театра.
Любовь победит
И вот в феврале состоялась премьера полноценного спектакля, который теперь будет в дневном репертуаре театра («Вдох-выдох», где также речь идёт о школьниках, их взаимоотношениях с родителями и учителями, имеет возрастной ценз 16+ и идёт вечером. – Ред.).
На сцене шесть пар молодых людей, и у каждого есть симпатия. Но как же трудно выйти из Интернет-сумрака, чтобы посмотреть друг другу в глаза! В соцсети всё просто – кинул подарочек, лайкнул фотографию, и вот уже ты записан в виртуальные друзья. А в реальности? Трудно найти общие темы для разговора и уж тем более слова, чтобы сказать о своей привязанности, чего уж говорить о реальном подарке! Но «реал» всё-таки побеждает, точнее, побеждает любовь. И вот уже Ксю признаётся, что она Даша, а Дэн становится Мишей и угощает девчонку собственноручно изготовленной шарлоткой. И ты понимаешь, что, как бы ни было трудно, они выйдут из-под удобной защиты «Контакта». Надеемся, что все – в виртуале никто не останется.
Ольга Коробова
«Аргументы и Факты в Омске», №7 (1944) / 14-20 февраля 2018 г.