Во имя будущего
В середине текущего месяца Омский драматический лицейский театр отметил свой десятилетний юбилей.
Инициатор его создания — нынешний худрук театра, заслуженный артист России В. Решетников. Окончив Новосибирское театральное училище, поработав в новосибирском и омском драматических театрах, Вадим Станиславович обратился с предложением о создании собственной театральной студии к директору омского лицея № 66 Р. Степановой — руководителю «с широкими взглядами», как характеризует ее Вадим Станиславович. Раиса Тимофеевна одобрила идею, тем более, что в ее распоряжении находилось здание бывшего детсада по Красному пути, 18б, арендовали которое и местные «качки», и продавцы компьютеров, и много еще кого можно было там обнаружить. Через годик директор и, видимо, соответствующие городские чиновники от культуры ознакомились с работой студии, положительно ее оценили и дали согласие на преобразование ее в Лицейский театр. Сему способствовало то обстоятельство, что будущий театр ставил перед собой не только традиционные задачи по культурному досугу населения, но и духовно-эстетического воспитания зрителей и всех причастных к театру, благо, что все они были весьма молоды. «Театр для нас не столько средство зарабатывания денег, сколько средство воспитания будущего России», — формулирует Вадим Станиславович. Тогда, в 1997 году, здание детсада отреставрировали и даже пристроили крыльцо с вестибюлем.
Сейчас театр располагает профессиональной актерской труппой — человек двадцать, — не скучающей в безделье, дающей по вечерам по 225 спектаклей в год. Есть две любительские возрастные группы актеров от 7 до 16 лет, также активно играющих для своих сверстников по утрам и днем по выходным — так что сцена не пустует. И есть, в конце концов, клуб, члены которого, разумеется, неравнодушны к театральному искусству, с удовольствием «варятся» в театральном «котле»: дежурят на спектаклях, упражняются в дикции, разыгрывают театральные этюды, общаются по общему для них интересу. Таким образом, в театре постоянно «крутятся» около двух сотен человек. Есть и «свой зритель». Причем благодарный, судя по словам Вадима Станиславовича: аншлаг — привычное явление на спектаклях, к примеру все билеты на октябрь уже раскуплены, и даже ноябрьские пошли по рукам — ведь зрительный зал всего на 75 мест. Порой после просмотра постановки Решетников небезуспешно просит зрителей не разбегаться тут же, а обсудить увиденное, поделиться мнениями.
Ввиду стоящих перед ним задач у Лицейского театра есть свое лицо, одна из характерных черт которого, по словам худрука, — служение доброте. «Чернушечные» пьесы, такие, где просматривается дьявольское начало, где искусство показывает привлекательность зла, тут не приветствуются. «Мы не любим серого и злого», — подытоживает Вадим Станиславович. Согласно данному кредо ведется отбор профессиональных актеров. К кандидатам присматриваются самым тщательным образом. Те из них, кто обладает артистическим образованием, как правило… бракуются. «У нас своя школа, — поясняет Решетников, — а потому нам легче учить, чем переучивать». Талантливого, не «серого», кандидата в актеры Вадим Станиславович «хватает» без сомнений. И расстается с ним с трудом. В труппе не обходится без кадровой текучки. Кое-кто из покинувших театр возвращается. Так, одна девушка, окончив юридическую академию и ознакомившись с работой в наших славных органах, вскоре прибежала обратно в театр, предпочтя артистическое ремесло правоохранительному — «я могу работать только здесь». Зарплата актеров весьма дифференцируется — подход индивидуальный в зависимости от, так сказать, степени профпригодности, где, надо полагать, немалое место отведено и таланту — «по Сеньке и шапка». Возраст профессиональных артистов — до 26 лет, но их не гримируют, если надо изобразить более старших по летам персонажей. Ибо играть надо так, чтобы зритель и без грима всё понимал и воспринимал мастеров сцены должным образом. «Зритель охотно прощает молодость, — говорит Решетников. — Он не простит шестидесятилетнюю Джульетту, но пятнадцатилетнюю Бабу-Ягу — за милую душу».
Театр — муниципальное учреждение культуры, со всеми вытекающими последствиями — то бишь, он не богат. Чиновники не шибко докучают театру обязательным участием во всевозможных намеченных мероприятиях и акциях. Впрочем, и Лицейский театр порой снимается с якоря. Он гастролировал в Калачинске, Таре и, разумеется, на городских сценах. Едва образовавшись, весной 1997 года стал лауреатом Фестиваля детских театров в Калуге, привезя с него восемь дипломов. Спектакль «Сон в летнюю ночь», по опросам омских театральных критиков, занял почетное второе место среди ярких премьер 2000 года. Артист Лицейского театра И. Мельников стал лауреатом областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа 2001 года». В мае позапрошлого года театр стал обладателем диплома передвижного фестиваля-лаборатории «SiB-ALTERA». А на питерском фестивале «Рождественский парад-2002» за спектакль «Татарин маленький» стал обладателем диплома «За лучшую пьесу», сам же Решетников увез диплом «За лучшую режиссерско-педагогическую работу». Автор «Татарина» — современный отечественный драматург А. Поярков — произвел на него самые наилучшие впечатления. В целом же в репертуар театра охотно включаются произведения классики: современной и неувядающей за чередой прошедших веков отечественной и зарубежной.
У каждого человека, считает Решетников, должна быть какая-то зацепка, привязанность к жизни:
— Если к примеру, лишить наркомана его страсти к наркотикам, у него в душе останется на ее месте пустота, ниша. И если ее не заполнить — будет еще хуже.
Вадим Станиславович наполняет души любовью к театру, высокому искусству. Когда театр нечто сродни наркотика для почитателей его — это неплохо. Тем более, как известно, что и вся жизнь наша — театр. Так что владение актерским мастерством всегда может пригодиться.
Г. Луцкий