Во имя будущего

В середине текущего месяца Омский драматический лицейский театр отметил свой десятилетний юбилей.

Инициатор его создания — нынешний худрук театра, заслуженный артист России В. Решетников. Окончив Новосибирское те­атральное училище, поработав в новосибир­ском и омском драматических театрах, Ва­дим Станиславович обратился с предло­жением о создании собственной театраль­ной студии к директору омского лицея № 66 Р. Степановой — руководителю «с широкими взглядами», как характеризует ее Вадим Станиславович. Раиса Тимофеевна одобрила идею, тем более, что в ее распоряжении находилось здание бывшего детсада по Красному пути, 18б, арендовали которое и местные «качки», и продавцы компьютеров, и много еще кого можно было там обнару­жить. Через годик директор и, видимо, соответствующие городские чиновники от культуры ознако­мились с работой студии, положитель­но ее оценили и дали согласие на преоб­разование ее в Ли­цейский театр. Сему способствовало то обстоятельство, что будущий театр ста­вил перед собой не только традиционные задачи по культурно­му досугу населения, но и духовно-эстети­ческого воспитания зрителей и всех при­частных к театру, благо, что все они были весьма моло­ды. «Театр для нас не столько средство за­рабатывания денег, сколько средство воспитания будущего Рос­сии», — формулирует Вадим Станиславович. Тогда, в 1997 году, здание детсада отрес­таврировали и даже пристроили крыльцо с вестибюлем.

Сейчас театр располагает профессио­нальной актерской труппой — человек двад­цать, — не скучающей в безделье, дающей по вечерам по 225 спектаклей в год. Есть две любительские возрастные группы акте­ров от 7 до 16 лет, также активно играющих для своих сверстников по утрам и днем по вы­ходным — так что сцена не пустует. И есть, в кон­це концов, клуб, члены которого, разумеется, неравнодушны к теат­ральному искусству, с удовольствием «варят­ся» в театральном «кот­ле»: дежурят на спектак­лях, упражняются в дик­ции, разыгрывают теат­ральные этюды, обща­ются по общему для них интересу. Таким образом, в театре постоянно «крутятся» около двух сотен человек. Есть и «свой зритель». При­чем благодарный, судя по словам Вадима Станиславовича: аншлаг — привычное явле­ние на спектаклях, к примеру все билеты на октябрь уже раскуплены, и даже ноябрьс­кие пошли по рукам — ведь зрительный зал всего на 75 мест. Порой после просмотра постановки Решетников небезуспешно про­сит зрителей не разбегаться тут же, а обсу­дить увиденное, поделиться мнениями.

Ввиду стоящих перед ним задач у Лицейского театра есть свое лицо, одна из характерных черт которого, по словам худрука, — служение доброте. «Чернушечные» пьесы, такие, где про­сматривается дьявольское начало, где искусство показывает привлекатель­ность зла, тут не приветствуются. «Мы не любим серого и злого», — подыто­живает Вадим Станиславович. Соглас­но данному кредо ведется отбор про­фессиональных актеров. К кандидатам присматриваются самым тщательным образом. Те из них, кто обладает арти­стическим образованием, как прави­ло… бракуются. «У нас своя школа, — поясняет Решетников, — а потому нам легче учить, чем переучивать». Талант­ливого, не «серого», кандидата в акте­ры Вадим Станиславович «хватает» без сомнений. И расстается с ним с трудом. В труппе не обходится без кадровой текучки. Кое-кто из покинув­ших театр возвращается. Так, одна де­вушка, окончив юридическую акаде­мию и ознакомившись с работой в наших славных органах, вскоре прибежала обрат­но в театр, предпочтя артистическое ремес­ло правоохранительному — «я могу работать только здесь». Зарплата актеров весьма дифференцируется — подход индивидуаль­ный в зависимости от, так сказать, степени профпригодности, где, надо полагать, не­малое место отведено и таланту — «по Сень­ке и шапка». Возраст профессиональных артистов — до 26 лет, но их не гримируют, если надо изобразить более старших по летам персонажей. Ибо играть надо так, чтобы зри­тель и без грима всё понимал и воспринимал мастеров сцены должным образом. «Зритель охотно прощает молодость, — го­ворит Решетников. — Он не про­стит шестидесятилетнюю Джу­льетту, но пятнадцатилетнюю Бабу-Ягу — за милую душу».

Театр — муниципальное уч­реждение культуры, со всеми вытекающими последствиями — то бишь, он не богат. Чиновники не шибко докучают театру обя­зательным участием во всевоз­можных намеченных мероприя­тиях и акциях. Впрочем, и Ли­цейский театр порой снимается с якоря. Он гастролировал в Калачинске, Таре и, разумеется, на городских сценах. Едва образо­вавшись, весной 1997 года стал лауреатом Фестиваля детских театров в Калуге, привезя с него восемь дипломов. Спектакль «Сон в летнюю ночь», по опросам омских те­атральных критиков, занял почетное второе место среди ярких премьер 2000 года. Ар­тист Лицейского театра И. Мельников стал лауреатом областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа 2001 года». В мае позапрошлого года театр стал облада­телем диплома передвижного фестиваля-лаборатории «SiB-ALTERA». А на питерском фестивале «Рождественский парад-2002» за спектакль «Татарин маленький» стал облада­телем диплома «За лучшую пьесу», сам же Решетников увез диплом «За лучшую режиссерско-педагогическую работу». Автор «Та­тарина» — современный отечественный дра­матург А. Поярков — произвел на него самые наилучшие впечатления. В целом же в ре­пертуар театра охотно включаются произ­ведения классики: современной и неувяда­ющей за чередой прошедших веков отече­ственной и зарубежной.

У каждого человека, считает Решетни­ков, должна быть какая-то зацепка, привя­занность к жизни:

— Если к примеру, лишить наркомана его страсти к наркотикам, у него в душе ос­танется на ее месте пустота, ниша. И если ее не заполнить — будет еще хуже.

Вадим Станиславович наполняет души любовью к театру, высокому искусству. Ког­да театр нечто сродни наркотика для почи­тателей его — это неплохо. Тем более, как известно, что и вся жизнь наша — театр. Так что владение актерским мастерством все­гда может пригодиться.

 

Г. Луцкий