Виват, Лицейский!

Вот дорога, которую выбрали они или которая выбрала их: не тропинка, протоптанная в одиночку для себя, затейливо петляющая по удобным ложбинкам. Именно дорога. Прямая и широкая, чтобы шагать рядом, не теснясь, не тратя жизнь на поиск обходных путей, а идти вперёд, не боясь подъёмов и ветра в лицо.

Вот так с первых же шагов воспринимался многими созданный заслуженным артистом России Вадимом Решетниковым театр для молодых и с молодыми. И названный Лицейским театром. В самом этом названии есть пушкинское начало — талант, дерзость, красота. Они уже доказали право называться людьми творческими — искренними овациями зрительного зала, восторгом видавших виды театральных критиков, блестящим дебютом на Всероссийском фестивале молодёжных театров. Хотя у них была только своя дорога, зовущаяся творчеством. И не было Дома.

Теперь они обрели его. Не просто дом, а маленький Дворец искусства, который в день торжественного открытия до краёв был заполнен не только людьми — гостями, строителями, друзьями, — но и ощущением сбывшейся мечты. А значит — счастья. В тот день даже официальные лица — глава мэрии Валерий Рощупкин и губернатор Леонид Полежаев — в праздничной атмосфере талантливой юности и слова поздравления говорили совсем неофициальные, тёплые, сердечные.

А маленький «капустник», подготовленный артистами к новоселью, и вовсе придал парадному событию милый домашний оттенок. Когда раздвинулся занавес, зрители увидели остроумно построенный диалог двух «грудничков» с синхронным переводом с младенческого. Они-то и поведали историю создания театра и реконструкции здания, дипломатично обойдя некоторые драматические коллизии.

Затем заработал «автоответчик» художественного руководителя театра: юные артисты озвучили многочисленные поздравления лицеистам от самых невероятных персонажей. Зал был покорён окончательно. А уже знаменитый (и не только в Омске) спектакль «Беда от нежного сердца» стал лучшим и самым убедительным доказательством творческого уровня Лицейского театра. Столько озорства, непринуждённости, свежести было в актёрских работах, так слаженно работали все театральные службы — осветители, звукорежиссёр, костюмеры!.. Галёрка с балкона во весь голос (а главное, от души) кричала: «Браво!».

«Браво!» — и строителям, создавшим из рядового детского сада маленький театральный шедевр. В Лицейском театре есть всё необходимое для творчества: сцена, уютный зал, гримёрки, пульт управления машинерией, просторная гостиная, балетный зал, студия звукозапи­си, элегантное фойе, вместительный кабинет художественного руко­водителя.

«Браво!» — и «крёстному отцу» театра, руководителю департамента культуры и искусства администрации Омска Владимиру Шалаку, и Раисе Степановой из 66-го лицея, тоже сделавший немало для рождения «лицеистов».

И хотя после торжества Лицейский театр отправился на каникулы, чтобы открыть 7-го октября «Голым королём» свой новый театральный сезон, народная молва то и дело приводила и приводит под театральные своды желающих воочию увидеть это маленькое чудо. Совершают по лицейским помещениям экскурсии коллеги из взрослых театров. Поражённые, — ушли отсюда и московские театральные критики Виктор Гульченко и Виктор Калиш. Для детей же посещение Лицейского театра становится настоящим праздником.

А для труппы театра, для его режиссёров-педагогов Веры Канунниковой, Валерии Прокоп, Валерия Алексеева, Сергея Тимофеева, Зинаиды Костиковой, для художественного руководителя Вадима Решетникова наступили обычные рабочие

будни. С различными проблемами, с нервотрепкой, с сюрпризами, которые так лихо умеет преподносить наше непредсказуемое время.

Но Лицейский живёт и творит. 20 октября Валерий Алексеев выпустил со своей группой спектакль «Аленький цветочек». «На выходе» — премьера другой работы: «Давай, с тобой поговорим!..» (Решетников поставил этот спектакль на основе бардовских песен). В конце года должна появиться «Дама-привидение» Кальдерона, тоже в постановке Решетникова. А в середине сезона сюрпризы ждут самых юных зрителей: обе младшие группы — и Сергея Тимофеева, и Зинаиды Костиковой — покажут свои работы.

Идёт, одним словом, обычная творческая жизнь. В чём-то стало легче. В чём-то — сложнее. Но не зря сказано: идущий осилит дорогу. Особенно, если он выбрал её сам. Или она его выбрала?

 

Людмила Александрова

«Омская муза», № 9-10 / сентябрь-октябрь 1997 г.