Вечерний Петербург  в омском трамвае

В понедельник вечером на одной из остановок в трамвай №4 ввалилась шумная толпа. Несколько молодых людей в костюмах середины XIX века о чем-то болтали, размахивая керосиновыми лампами, долговязый пастор увещевал всех вести себя потише, а где-то рядом сновали главные герои – озорник Том Сойер и его подруга Бекки Тетчер.

Нет, на улице Жукова не раскрылась дыра в пространственно-временном континууме, и автор этих строк не сошел с ума – просто пассажиры вечернего трамвая стали свидетелями последней из серии съемок к грядущей выставке Лицейского театра и фотохудожника Василия Мельниченко «Четвертый звонок».

Смысл названия в том, что после третьего звонка зрители идут в зал и смотрят спектакль, а после четвертого – спектакль идет к зрителю, — рассказала завлит театра Дина Литвина. —  Мы выбрали несколько наших постановок и перенесли их в реальную жизнь. Артисты в костюмах и с элементами декораций и реквизита собирались в разных местах — на остановке общественного транспорта в час пик, в промышленной зоне около нефтезавода, в частном секторе на Северных и так далее. В кадр попадали случайные люди, и они тоже становились участниками действия. Одна съемка проходила в швейной мастерской – мы убили им два часа рабочего времени, но было очень здорово и все остались довольны.

Фотограф распределяет по салону трамвая жителей городка Санкт-Петербурга – а именно там, если Вы помните, происходит действие знаменитого романа, —  поручает Гекльберри Финну  подняться повыше и повиснуть на поручне, регулирует высоту фонаря в руках у Бекки Тетчер и произносит: «А теперь не двигайтесь». Свет в трамвае гаснет и вот сквозь вечерние сумерки катится темный вагон, освещенный изнутри множеством маленьких огоньков.

— Наш фотограф – профессионал: он быстро понимает смысл спектакля, исходя из наших рассказов, и строит композицию таким образом, что становится ясно  — о чем эта история, зачем здесь дети и вечерний трамвай, — объяснила Дина Литвина. —  Обо всем этом мы расскажем 7 октября на открытии выставки.

Павел Креслинг

«Вечерний Омск», №40 / 2 октября 2013 г.