Вениамин Скосарев: жизнь без антракта
«Когда я занимаюсь любимой работой, тогда я по-настоящему живу. А долго жить, кстати, я не собираюсь. Скучновато, наверное…»
Вениамин Скосарев
Как-то после спектакля Лицейского театра в педагогическом колледже к юным актерам, набравшись смелости, подошел познакомиться обаятельный студент с горящими от интереса глазами. А чуть позже парнишка пришел в театр на прослушивание, чтобы стать «лицеистом» навсегда, стать ведущим актером театра, сыграть практически во всех спектаклях вечернего репертуара. Одним словом, стать Вениамином Скосаревым.
1 ноября Вене исполнилось 28. Он ушел полгода назад пронзительно ярким апрельским днем. Но язык не поворачивается сказать «исполнилось бы». Он остался не только в памяти и на фотографиях. Вспомнить о том, каким он был, могут многие. Но лучше, чем он сам, никто не расскажет о том, каким он был…
В ТЕАТРЕ
Часто задают вопросы: «Что значит театр в вашей жизни? Чему он вас научил?» Это то же самое, что спрашивать у скрипача, чему его научила скрипка и сама музыка. Если человек выбирает профессию и трудится в определенном направлении, именно трудится, а не проводит время, естественно, он находит что-то для себя. А если я прихожу на работу и отсиживаю определенное количество времени, чтобы получить за это зарплату, и мне плевать, что это за работа, то это просто времяпрепровождение.
Есть такое предположение, что актер, выходя на сцену, испытывает примерно то же самое, что и заключенный, которого ведут на смертную казнь. И я волнуюсь, ведь работа эта очень сложна, впрочем, как и любая другая, если, конечно, к ней относиться серьезно.
В ОГНЕ
Театр — экстремальное занятие. Нет театра, в котором можно было бы попудриться, выйти на сцену и сыграть. Почему я делаю это? Мне просто нравится. Как парашютистам просто нравится прыгать с парашютом. Они, конечно, могут «подтолкнуть» под это какую-то философскую идею, но зачем? Кстати, и мы можем «разбиться» так же, как парашютисты. Можно прийти в театр, получить много ролей, развить скорость, а потом вдруг что-то не удается, потом еще что-то… Иногда артисты сгорают как спички. И еще: в театре не получают много денег, и существует постоянный конфликт между семьей и театром. Люди иногда находят выход: идут, к примеру, подрабатывать в рекламу. Человек тиражирует себя, и театр становится чем-то второстепенным. А это уже начало конца…
В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ
Как-то пришел на спектакль театра драмы и понял, какой это кайф — наблюдать со стороны, как люди работают, занимаются тем же, что делаешь ты сам. Ты не обращаешь внимания, вот у него с дыханием что-то не так или мизансцена какая-то не такая, нет! Просто сидишь и смотришь. И тебе хорошо.
В ДВИЖЕНИИ
Однообразие в жизни — это ужасно и скучно. Монотонности надо избегать. А как? Часто люди говорят: «Я хочу попробовать все!» Да, можно попробовать все, начиная от гей-любви, кончая наркотиками. А можно попробовать что-то новое создавая, а не разрушая. Вот я раньше не пробовал рисовать, играть на музыкальных инструментах, читать Достоевского. Надо пробовать себе в плюс, а не в минус. Именно тогда жизнь становится совсем другой. Разве здорово, когда о человеке говорят: «О, этот чувак такой стильный, он все попробовал, он ночами тусуется в ночном клубе, он читает «Men’s Health». Я не против ночных клубов и журнала. Я могу читать «Men’s Health», но, читая его всю жизнь, я точно не стану умнее. Меня смешат люди, которые говорят, зачем нам этот Пушкин, задвижки старинные, есть новая культура, есть новые люди, новые достижения. Это замечательно, но нужно уметь сочетать старое с новым, тогда жить будет нескучно.
В ПОИСКЕ
Если я скажу, что я стремлюсь найти себя в этом обществе, закрепиться или найти в себе новые грани, то я сразу попаду в общепринятый штамп. Как любой человек, я стремлюсь жить, жить не как все. Хотя… Я точно такой, как все остальные. К чему ещё стремлюсь? Ну не к деньгам уж точно. Моё отношение к ним я выяснил давно. Если их будет больше, я не расстроюсь. (Улыбается).
В ВЕРЕ
Я решительно ни на улице, ни в подъезде собственного дома даже с верующими людьми не обсуждаю вопрос своей веры. Я считаю это дурным тоном. Это очень интимно, даже сокровенно. Это должно сидеть внутри, это должно помогать тебе жить, помогать людям, которые тебя окружают, быть не проще, но терпимее. Я не призываю всех подставлять щеки, склоняться под ударами судьбы, не роптать. Пожалуйста, не подставляйте щеки, ропщите, это дело каждого. Но мы же придем к чему-то в финале, там посмотрим, кто был прав, а кто не очень. Каждому свое. Я могу сказать только, что я верю…
В МУЗЕЕ
Когда я был в Эрмитаже и увидел одну картину, она меня просто потрясла. Это огромное полотно — крестьяне несут барашков, и у одного из них светятся розовые ушки. Я смотрел минут сорок на эти ушки и думал, как это красиво. Автор уловил, что утреннее солнце производит эффект свечения, это так мило. Так же бывает и на спектакле, какой-то нюанс человеку запал в душу, и он будет ходить на эту постановку и кайфовать.
В КОНФЛИКТЕ
Я очень конфликтный человек. Всем кажется, что я пытаюсь пойти на компромисс, но это видимость. Я могу кулаком не только по столу ударить. В то же время я понимаю, что все это безобразие сплошное, любой конфликт можно решить без лишних проблем. Но человек я темпераментный и периодически взрываюсь. Мне жаль людей, которые находятся в эпицентре этого взрыва… Но потом я стараюсь как-нибудь подлизаться.
В МЕЧТАХ
Я мечтаю о многом. Убирая детские мечты, как бы все плакали, если я умру, и просили прощения. Я хоть и взрослый человек, но периодически представляю себе своих знакомых, которые ко мне плохо отнеслись, как они плачут у моего гроба. Вот такой я садист! (Смеется.) А вообще мечта есть очень серьезная — чтобы то, чем я занимаюсь, очень хорошо у меня получалось, чтоб мой рост в театре продолжался, чтобы я играл. Страшнее всего, когда идет человек по своему жизненному пути, а в конце оказывается, что то, что он делал всю жизнь никому не нужно. Это самое страшное для артиста, художника, да вообще творческого человека быть неинтересным, быть непонятым.
В ПЛЮСЕ
Не стремитесь вы к особой адекватности, не нужна она, по сути дела! Ваше мнение должно быть важным для вас. «Я, конечно, неадекватно оцениваю» — ну и Бог с ним, ведь это ваша оценка, вы имеете на нее право. Конечно, кому-то это не понравится, но ведь всем невозможно нравиться, да и не нужно. Я не стремился всем нравиться, я просто высказывал свое мнение. Я ответил на все вопросы. Я надеюсь, что есть люди, которые думают точно так же. Это приятно, значит, я не один, значит нас уже много…
Когда Веню хоронили, над гробом, появившись как из ниоткуда, начала порхать разноцветная бабочка (в середине апреля!), потом она села Вене на грудь. А через несколько минут точно так же в никуда исчезла…
Анна Кудрявская
(автор искренне благодарит за помощь в подготовке публикации и предоставленные материалы и фотографии Ольгу Соколову)
«Бизнес Курс», № 42 / 2 ноября 2005 г.