Вадим Решетников: «Ищу героя!»
«Он был похож на юркую мартышку.
Родители любили шалунишку…»
23 ноября в жизни этого замечательного режиссера случился юбилей. Какой — неважно. Все последние премьеры Лицейского театра удивительно современны, жизнеспособны и энергетически здоровы. А значит, режиссер молод! Вадим Станиславович — частый гость нашей газеты, но сегодня мы хотим оставить его один на один с читателем, дать возможность говорить без «помех», и, по возможности, без журналистского сопровождения.
Давным-давно, столько вообще не живут (Вадим Решетников тихо смеется, отхлебывая любимый горячий кофе), я родился…
Родители мои закончили с отличием Томский университет, и так как они были определенно воспитаны, то не остались при кафедре в университете, а сознательно поехали в село, нести культуру. Затем война, отец уходит на Ленинградский фронт, а мы с мамой чуть с голоду не умерли! Первые сознательные впечатления? Голод…очень ярко помню, мама ждала в гости подругу, что-то приготовила. И это что-то в кастрюльке стояло. И я потихоньку все съел. Тогда мама все сказала, что про меня думает. Это одно ощущение — красть нехорошо. И второе — как я босиком по снегу бегал. И ничего со мной не было. После ранения, по инвалидности, отца направляют в тыл, переезжаем в Новосибирск. И хотя отец — директор школы, мама — педагог, школу полюбить так и не получилось. Был ленив невыносимо, учебников не читал, но спасибо маме, она с детства приучила меня читать книги. Не по школьной программе читал все. (Так, со Львом Толстым Вадим познакомился раньше, чем стали проходить его в школе. До сих пор считает это большим везением). Понимаешь… это все дико тоскливо… положительные герои, отрицательные…все это потом стало вызывать у меня омерзение! С педагогами литературы и сейчас отношения складываются без всякой ласки. В своих ребятах я воспитываю способность анализировать, но эта схема почему-то не вписывается в принятые стандарты, и сразу возникает конфликт. Причем при каждом общении.
«Учись он ежедневно и помногу,
Он не успел бы даже испытать
Воображенья раннего тревогу».
-Ваши родители — это тот редкий случай, когда обошлось без давления?
— Они на меня абсолютно не давили. При том, что работали в школе, где я последние четыре года учился, и, естественно, знали о моих «успехах». Но однажды мне велели приготовить Твардовского к городскому конкурсу «Художественное слово».
— Конечно, «Василий Теркин»?
-Да, и я честно все выучил. Опоздал, приехал с гармонистом (ну как было без этого «Теркина» читать?). Встретил меня какой-то мужчина, завел меня и баяниста… и мы начали.
Страшное зрелище было! Мужик скучал, я кукарекал — идиотизм полный! Но диплом я получил.
А дальше… учиться не хотелось до дрожи, после школы пошел бетонщиком работать. Моя девушка тогда ультиматум поставила, чтобы шел в клуб пострайкома (в самодеятельности ведь всегда мужиков не хватает). Пошел… Главную роль дали и … поступил в Новосибирское культпросветучилище.
Впервые после года обучения в зачетке красовалось «отлично». Это был 1959 год, а в 1960 открывается Новосибирское театральное училище. Тогда еще в крыле оперного театра занимались. Но и здесь отношения с педагогами сложно складывались. Там работал народный артист РСФСР Михайлов, главный режиссер театра «Красный факел» Черняев. Ну а мне…все что-то казалось… придурок полный!
На третьем курсе играл в «Факеле» (его уже тогда Сибирским МХАТом называли), на четвертом уже в областной драме. Хотя, конечно, в то время самым интересным театром был ТЮЗ… билеты спрашивали. Они ставили Чехова, Шекспира, Шиллера. После театрального, год проработав в областном, ушел в ТЮЗ, к Кузьмину. У него я понял, что такое темп, ритм, выстраивание, начался процесс накопления. Тогда же осуществил свою первую постановку. Пьесочка была незамысловатая, на три человека. Все пока было на уровне интонации, ощущения… Неделю жил в ужасе, затем постепенно прошло.
1983 год. Омск. Драматический театр. Там было уже все свое: свой мир, государство, система приспособлена к отношениям… и Хайкин, и Ханжаров, — все вроде бы нормально относились, но как-то все забуксовало, я года на три просто выпал из репертуара. Стал руководить в ДК «Химик» народным театром. Поставили «Зойкину квартиру» Булгакова, стали лауреатами Всесоюзного фестиваля.
— Критики хвалили?
— Да, но один очень злобный попался. Так страшно все раздолбал! Причем было видно, что это его личное отношение.
- К народным театрам или к Булгакову?
- Не знаю, случай особый, не адекватный.
И мы создали объединение «Наш театр» (у истоков была и Е. В. Валова — директор Лицейского театра). Очень тогда помог Юрий Макаенко — один из редких людей со светлой энергией. И вот нам отдают это здание (Решетников у себя в кабинете, очень уютном, по-домашнему продуманном до мелочей). На той половине компьютерами торговали, а здесь был эстетический образовательный центр, очень, знаешь, интересная контора. Я тогда пришел, в одной из комнат сидела усатая девочка с проигрывателем «Вега» и двумя ученицами. И все трое понуро слушали какую-то симфонию. И когда я предложил сделать театр, директор легкомысленно согласилась, считая, что театр может уместиться в одной комнате. А мы потихоньку стали развиваться и расти вширь и … стали сложно сопрягаться с торговлей компьютерами. Точка зрения была пересмотрена, и театру помогать перестали. И пока я не оказался у В. Шалака, все было на мертвой точке. Около трех лет шла реконструкция, репетиции тоже шли. Было трудно, но очень удобно все корректировать: строительство сцены, зала. Появилось штатное расписание, где уже были три режиссера-педагога и режиссер-постановщик. Пригласили Сергея Родионовича Тимофеева, Валерия Ивановича Алексеева.
Появились три возрастные группы, затем поняли, что нам необходим и театральный клуб. Стало тесновато, все репетиционное время плотно расписано: танец, общий танец, вокал, общий вокал, техника речи, художественное слово.
«Наш век есть век прекрасных разговоров,
убийства тела и спасенья душ»
— Ваши ребята взрослеют и остаются в театре…
— Здесь своя культура, своя эстетика театра. Очень важно, чтобы в театре оставались люди, которые уже надышались этим воздухом (у нас уже 14 актеров получают зарплату). Но большая часть тех, у которых душа поет.
— Конкурс сейчас большой?
— Очень. Люди постоянно приходят, идет естественный отбор. Оседает один из ста.
-Байрон. «Дон Жуан. Начало». Моноспектакль. Почему?
— Начнем с того, что я в школе не прочитал ни одной строчки Байрона, но так как кое-что слышал о нем, я даже, напустив некую байроновскую грусть, прихрамывал (смеется). А когда уже в Омске прочел… и обалдел! Такая современная вещь. Ведь сейчас в обществе тоже определенное начало. У Байрона ум достаточно критичный, острый.
— Как лицеисты отнеслись к этому спектаклю?
— Это нужно спрашивать у них. Я, к сожалению, уже нахожусь в другом ранге. Они относятся ко мне как к художественному руководителю, от которого что-то зависит, и соответственно нужно себя вести. И прежде, чем что-то сказать, нужно подумать. Это меня, конечно, мучает.
«Ищу героя! Нынче, что ни год,
Являются герои,
как ни странно…»
— А вы, Вадим Станиславович, вы ищете своего героя? Какой он?
— Абстрактный? Каким он мне представляется? Я не знаю… мне хотелось бы видеть на сцене безусловно умного и красивого человека, обязательно со светлой энергией. И немного задумывающегося о Боге. Я не считаю театр просто зрелищем. Это не развлекуха, где 50 человек замочат, и это, в общем, не событие. Страшно привыкать к убийству человека! А пути только два: путь к Богу и путь к дьяволу, ну я так считаю. И каждый сознательно или бессознательно выбирает свой путь.
- А героиня? И не абстрактная? Мы как-то всегда в интервью обходили… ваше личное время.
- А что это такое (смеется) …Ты знаешь, за все на свете надо платить. А так как у меня почти всегда семи дневная рабочая неделя, и я здесь с утра до вечера, то здесь и остаются
все мое внимание и энергия. В этом смысле я не сумел, у меня дома не получилось. И я думаю, и не могло получиться. У меня есть сын… он живет не со мной. Есть Бой, ирландский сеттер. И в этой квартире только он.
Ну… всякий «куец» своего несчастья, и я в этом смысле тоже. Иногда страшно. Вдруг накатывает одиночество и начинает жрать тебя…
Но если уж говорить совершенно серьезно, может быть, я в своей жизни никого и не любил, кроме театра.
Наталья Белоусова
«Московский комсомолец», 6-13 декабря 2001 г.