Будет 100 всегда (по Цельсию) с энергетикой Лицейского!..  

 

Тему для сегодняшнего материала — первого в наступившем и уже взявшем мощный старт 2010-м году долго выбирать не пришлось, ибо вполне логично подумалось: коль уж у рубрики «Арт-максимум» нынешний год юбилейный (10 лет!), — надо в гости сегодня тоже кого-нибудь из юбиляров пригласить. Ну а «юбилеил» намедни, да ещё и «по-крупному» — молодой и талант­ливый омский Лицейский драматический театр, отметивший своё 15-летие.


Да и вообще весь 2009-й был в Ли­цейском неимоверно творческим и со­бытийно насыщенным, начиная с соз­дания весной Попечительского Совета театра, который возглавил председа­тель Горсовета Сергей Алексеев; его заместителями в Попечительском Со­вете стали депутат Сергей Быструшкин и заместитель мэра Владимир Ку­приянов (так что теперь в Омске уже у двух театров есть Попечительские Советы — у Академической драмы и Лицейского драматического).

Одним из самых значительных со­бытий минувшего года, несомненно, стала постановка в Лицейском спек­такля «Альпийская баллада». Прямо скажем, это была счастливая идея ху­дожественного руководителя театра Сергея Тимофеева — инсценировать легендарную повесть Василя Быкова, да ещё «с прицелом» на международ­ные фестивали. В одном из интервью Тимофеев говорил: «Мы искали выра­зительный материал, в котором глав­ное — не слово… И, конечно же, «пропу­стить через себя» эту важную и вечную тему — тему войны — было чрезвычайно сложной задачей. До конца оставалось ощущение неподъемной глыбы, и мы все шли к премьере с одним и тем же вопросом: что из этого получится?..»

А получилось — восхождение «Аль­пийской баллады» (в главных ролях — прекрасный актёрский дуэт: Мария То­карева и Евгений Точилов). И началось это восхождение во Франции, в июле 2009-го, на XXI гренобльском Между­народном фестивале «Молодые театры Европы» (и, кстати, как тут вновь не упомянуть Попечительский Совет «ли­цеистов», без помощи которого эта по­ездка вряд ли состоялась бы!). Это был уже второй вояж омичей во Францию (напомню, что в 2008-м «лицеисты» по­казывали спектакль «Зима под столом» в рамках XX фестиваля «Молодые теа­тры Европы»). «Альпийская баллада» омичей ошеломила европейцев! Фести­вальный показ закончился около 10-ти часов вечера, но зрители не расходи­лись до часу ночи. Совет организаторов, в который входят режиссёры, актёры, театральные критики Италии, Испании, Германии, Франции, Хорватии и других европейский стран, были единодушны: спектакль Лицейского — лучший спек­такль фестиваля! Много раз звучало, что это «вообще лучший спектакль за всю историю «Молодых театров Евро­пы»! А знаете, как «окрестили» европей­цы молодую актрису Марию Токареву? «Русская Джу­льетта Мазина»!.. Добавлю к этому, что наш Лицейский официально приглашён на фестивали в Милан и Рим (ну а Гре­нобль — это уже, естественно, само со­бой), а ряд европейских режиссёров выразили желание приехать на стажи­ровку в Лицейский театр.

Вторым «по счёту» Международ­ным театральным форумом, в кото­ром приняла участие «Альпийская баллада», стали омские «Молодые театры России», прошедшие осенью в Омске. Ну а под занавес года — и третий Международный грянул: санкт-петербургский 16-й «Рождественский парад», в котором нынче приняли уча­стие двадцать театральных коллек­тивов из России (Москва, Петербург, Новгород, Вологда, Самара, Омск), Башкортостана, Турции» Финляндии. И вновь — в качестве «напоминания»: это был уже третий по счёту фести­валь «Рождественский парад» с уча­стием наших «лицеистов» (2002-й год — спектакль «Татарин маленький», поставленный основателем Лицейско­го и его первым художественным руко­водителем Вадимом Решетниковым; 2008-й — уже знакомая вам «Зима под столом» в режиссуре Сергея Тимофе­ева; и вот — 2009-й, «Альпийская бал­лада»). Впрочем, тут всё закономерно, поскольку хорошо помнятся слова арт-директора фестиваля Татьяны Ларио­новой и бессменного председателя жюри и, по сути, идеолога и создателя «Рождественского парада», канди­дата искусствоведения, профессора Санкт-петербургской государствен­ной Академии театрального искусства Елены Горфункель: «Мы готовы при­нимать омичей на фестивалях каждый год, потому что это всегда качествен­но и высокопрофессионально».

…В принципе, не припомню ана­логов, чтобы премьерный спектакль, только-только поставленный в «род­ных стенах», — тут же помчался по международным маршрутам, соби­рая овации в разных городах, весях и странах. Браво, Лицейский!

…А в «промежутке» между фе­стивалями — глобальный ноябрьский юбилейный Вечер в Доме актёра (15-летие — оно раз в жизни бывает, как-никак!). И что было кульминацией того Вечера — не берусь судить (хоть и был его «свидетелем»): энергетика «лицей­ского» представления? сверхпереполненный зал Дома актёра? сверхобилие т.н. вип-персон на Вечере? вышедший к юбилею замечательный полноцветный альбом-проспект об истории Лицей­ского (и вновь — браво за это Попечи­тельскому Совету театра — и за идею, и за помощь!)?.. А может, кульминацией был элегантный небольшой автобус, подаренный мэрией Омска театру (и, по-моему, с явным намёком на то, что, мол, давайте и дальше по фестивалям путешествуйте)?..

Не знаю, можно ли доехать на авто­бусе, подаренном мэрией, до Гренобля или Рима, где в нынешнем году с не­терпением ожидают омский Лицейский театр. А то ведь, кабы можно, — сколь­ко проблем сразу бы разрешилось!..

Вперёд, Лицейский!

Сергей Денисенко

Журнал «Максимум», январь-февраль 2010 г.