Большая песня в маленьком дворце
Так повелось с самого начала, что у этого театра все особое. Начиная с идеи и названия. Муниципальный Лицейский театр — единственный не только в окружении сибирских городов, но и в более обширных пространствах России. Конечно, детские театры — никакая не новость, они были, есть и будут. Однако в конкретном омском случае мы имеем детско-юношеский РЕПЕРТУАРНЫЙ театр. В нем занимаются творчеством около 150 учащихся, студентов, и среди ник есть те, кто уже играет на сцене как полноправный артист, и те, кто еще только учится этому прекрасному занятию.
В репертуаре Лицейского — естественно, сказки (предпочтение отдано авторским произведениям — Аксаков, Шварц), однако не только они, есть и взрослая драматургия, к которой здесь тоже особый подход — легкий, ироничный, стопроцентно игровой. Сейчас, к примеру, в театре готовится «Дама Привидение» Кальдерона. Премьера состоится 26 февраля.
Особенно приятно художественному руководителю театра, заслуженному артисту России Вадиму Станиславовичу Решетникову констатировать такой факт: сегодня Лицейский театр как здание — лучшая камерная сцена города. Он поистине как маленькая картинка: эстетически хорош, но не только это определяет его «лучшесть». Театр, где двухъярусный зал, сцена, еще располагает и прекрасной литературной гостиной, и аппаратной, оснащенной современной звукозаписывающей, осветительной техникой, компьютером.
Но самое замечательное то, что в этом по-особому оснащенном пространстве возникает и особая атмосфера — красоты отношений, доверия, совместного поиска истины. Квинтэссенцией такой удивительной атмосферы, как мне кажется, стало действо (хочется применить здесь именно это высокое слово) под названием «Давай с тобой поговорим». Его жанр обозначен с улыбкой: «Песни в одном действии». Это не спектакль в чистом виде и не концерт в обычном представлении. Да, главное его содержание — песни, те, что мы именуем словами «авторские», «бардовские». Они звучат на протяжении всего спектакля по так называемому принципу «нон-стоп»: заканчивается одна песня, начинается другая. Их темы — серьезные и шуточные, а содержание, как и положено в юности, — любовь, дорога жизни, надежда, свет души…
После того как придешь в себя от необычности обстановки театра (эдакий мини-дворец), второе глубокое впечатление — от участников спектакля. Их много, и у всех красивые лица. Не только внешне красивые (хотя и внешне — тоже), а в том смысле, что освещенные каким-то внутренним сиянием, умные глаза, одухотворенные лица.
И исполняют песни актеры тоже особенно: простота и легкость звучания сочетаются с отточенностью музыкального строя и сценической пластики. Безыскусность текстов подчеркнута той глубокой исповедальной интонацией, которая заложена уже в названии спектакля: «Давай с тобой поговорим». Не просто поболтаем (что тоже естественно в юности), а поговорим — о важном, о главном, как оно представляется нам сегодня.
Спектакль, поставленный Вадимом Решетниковым, изначально был настроен на ответный отклик. И он вызывает у самых разных по возрасту зрителей чистый, глубокий, искренний отклик. На этом представлении происходит такой интенсивный актерско-зрительский энергообмен, что ему могут позавидовать многие взрослые и очень профессиональные театры. Если вы еще не были на этом представлении в Лицейском театре, призываю: пойдите, вас ожидает чистая грусть, светлая радость и ощущение причастности к красиво исполненному делу.
«Вечерний Омск», 18 ноября 1998 г.