Бегство в никуда
Лицейский театр в Омске открыл свой юбилейный десятый сезон — премьерой пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира», обратившись к творению именитого драматурга со свойственной юношескому возрасту смелостью, пылкостью, задором. Только этим, пожалуй, можно объяснить столь авантюрную затею: броситься, очертя голову, в водоворот булгаковской фантасмагории, в то время как иные омские театры, маститые и именитые, драматургию М. Булгакова обходят стороной.
Надо сказать, что авантюра удалась. «Лицейский» представил свой вариант булгаковской пьесы, осуществив постановку с азартом и дерзкой выдумкой. Впрочем, играть Булгакова иначе просто невозможно. Не помешал и возрастной барьер «лицеистов». Участникам спектакля, как известно, до двадцати и чуть более лет — в то время как героям пьесы далеко за тридцать. Тем не менее спектакль, поставленный Вадимом Решетниковым, приятно удивляет именно этим обстоятельством: актеры с блеском преодолели трудности и выдали свой «возраст» персонажей.
Впрочем, это не единственная сложность, с которой пришлось столкнуться «лицеистам» и с чем они успешно справились.
На мой взгляд, серьезным препятствием могла стать эпоха, отображенная в пьесе, тот самый НЭП, о котором так много написано в учебниках и справочной литературе, но который так мало представляет наша молодежь. В этом смысле Лицейский театр доказал, что драма Булгакова как нельзя больше соответствует нашему времени, возможно, еще более сумбурному и непредсказуемому, нежели двадцатые годы прошлого столетия. Так знакомо звучат со сцены фразы булгаковских персонажей, так понятны нынешнему зрителю игровые ситуации, до боли узнаваемы перешагнувшие из прошлого в нынешнее время типажи: те же манеры, тот же образ жизни, такие же поступки… Швыряющий пачки денег коммерческий директор «тугоплавких» металлов Гусь. Пройдоха-администратор (сейчас бы его назвали – менеджер) Аметистов, умеющий приспособиться к любому режиму власти, таящий на все случаи жизни пакет «липовых» документов. Собственно Зойкино «ателье» — полуподпольное заведение с потреблением кокаина, горячительных напила, с «девочками» и прочими удовольствиями для «ответственных» лиц из определённых слоев общества. Здесь и засилье китайцев, заполонивших пол-России, поставщиков любых товаров, в первую очередь, наркотиков. Да и сама мечта героев уехать в Париж, в Ниццу, где можно укрыться от кошмара, именуемого в пьесе «советской действительностью», сродни желанию нынешних «героев», стремящихся вырваться из бардачной действительности с непрекращающимся обвалом цен и дико-рыночными отношениями. Только теперь вместо Парижа маячат Америка, Германия, Израиль… Много параллелей возникает с нашей o6ыденностью, когда смотришь на сцену Лицейского театра…
Заслуженный артист России Вадим Решетников поставил яркий и зрелищный спектакль, блестяще, на одном дыхании разыграв трагифарс из жизни незадачливых «предпринимателей» двадцатых годов. Спектакль отличается динамичностью, активным использованием игры светотени, столь характерной для творчества драматурга. Динамичны музыкальное сопровождение, игра актеров, стремительно меняющиеся сцены. Постановщик извлекает максимум выгод из крошечной сценической площадки, сменяя один эпизод другим.
Зойкина «обитель» — это некое временное пристанище, перевалочная база для перехода в мир мечты. Здесь собирается «отребье» общества и выявляется истинное лицо каждого. Все «бывшие» и «временные», вытесняемые строителями новой жизни и неумолимым временем. Каждый из приспособленцев помнит о своем непостоянстве. Даже благополучный делец Гусь — расхититель и махинатор, отрицающий заграницу, — и тот чувствует себя временщиком, спуская в кутежах и оргиях наворованные червонцы. Собственно, из-за денег он и погибает в Зойкином борделе, зарезанный «благообразным» Херувимом-китайцем. Этот эпизод вновь наводит на невеселые размышления о реалиях сегодняшнего дня: сколько нынешних бизнесменов ушли в мир иной по той же причине?..
Стремление персонажей хоть как-то приспособиться в страшном мире новых отношений оказывается иллюзией. В том-то и дело, что приспособиться нельзя, герои Булгакова заранее обречены. В этом заключается трагизм времени драматурга и его современников. Исчезают китайцы-инородцы, урвав свой кусок. Спешно покидает квартиру Аметистов. Остальные разбегаются кто куда. Зойка и Обольянинов остаются в руках властей, за которых выдают себя двое Неизвестных.
Однако возмездие приходит не со стороны представителей власти, как это показано автором пьесы. В постановке «лицеистов» в дело вмешиваются мистические силы. Двое Неизвестных (их роли исполняют Василий Савинцев и Роман Буллер) — загадочные булгаковские персонажи, предстают в лицейском варианте как предтеча воландовской свиты из «Мастера и Маргариты», непрестанно изменяя облик и сбивая с толку посетителей квартиры. Вначале это удачно воплощенный тип городской шпаны двадцатых годов; затем в их облике появляется намеки на «шерлокохолмовских» персонажей — в черных смокингах, с трубкой во рту, элегантно-учтивые и слегка ироничные. Наконец, Клетчатые подозрительно напоминают пиджаками, кепками и желтыми ботинками кривляющегося Фагота-Коровьева. Главное, что присутствует во всех этих метаморфозах — знакомые насмешливо-издевательские интонации спутников Воланда: уж они-то знают точно, кто есть кто!
Само обилие Клетчатых на театральной сцене интригует: клетчатые пиджаки и кепи вкупе с намеренно дурашливой манерой поведения. В клетчатый пиджак обрядилась и Зойка, как бы подчеркивая этим свою принадлежность к миру колдовства. Один из героев пьесы прямо называет ее «чертом», желая выказать этим свое восхищение ее деловыми качествами. Зойкино «жилье» подозрительно напоминает «нехорошую» квартиру из булгаковского романа, поскольку здесь происходят некоторые странности: раздаются чьи-то голоса, внезапно появляются и столь же внезапно исчезают персонажи, вводя в заблуждение приходящих в «ателье» и привнося элементы фантасмагоричности в действие. И уж совсем мистической выглядит заключительная сцена спектакля, в которой Зойка и Обольянинов, вроде бы арестованные Неизвестными, на самом деле уходят в дальнюю дверь, за которой вспыхивает красный цвет — то ли от ярких фонарей борделя, то ли от адова огня преисподней — уходят в никуда. Заметим, что домоуправ Портупея, уличенный во взятках, перед этим был четко препровожден в ином направлении. А в итоге Неизвестные-Клетчатые, насмешливо глядя в зрительный зал, дерзко-нахально требуют у зрителей предъявить документы.
От того и линия Зои-Обольянинова ведется в лирико-драматическом ключе, поскольку бывший граф меньше всего причастен к Зойкиным аферам. Сама Зойка (Юлия Швец) здесь выступает как своеобразный вариант предшественницы Маргариты, этакая смесь «чертовки»-аферистки с любящей женщиной. Именно из-за любви к Обольянинову (Арсений Попов) и затевается ею возня с «ателье».
Введение мистики и обилие фантасмагории вряд ли правомерно в данном произведении, поскольку комедию Булгакова принято толковать как криминально-бытовую. На самом деле она такой и является. Но у Решетникова свой взгляд на творение драматурга, и он вправе предложить свое прочтение пьесы. Главное — в спектакле сохранены и авторские интонации, и гротескность ситуаций и образов, и та самая причудливая смесь фантасмагории с шаржированной реальностью, которые так хорошо нам знакомы в творчестве писателя-сатирика. Постановщику удалось найти общие точки соприкосновения с нынешней действительностью, одновременно передавая неповторимое очарование булгаковской драматургии. Спектакль изобилует яркими музыкальными номерами, демонстрирующими «безобразия» ателье. Впечатляют проныра Аметистов (Евгений Бабаш), нуворишевский разгул Бориса Семеновича Гуся (Владимир Бельдиян), ужимки Херувима (Игорь Мельников), очаровательна «чертовка» Манюшка (Светлана Токарева), наивно-соблазнительная в танце «а-ля рус» под «Светит месяц, светит ясный…». Смешон косолапый Портупея (Вениамин Скосарев). Увлекает игра актеров, яркие костюмы персонажей, одновременно передающие «эпоху» и подчеркивающие достоинства артистов.
Вместе с тем, излишне шумливыми кажутся отдельные сцены. Так, к примеру, актеры явно переигрывают, ожидая появление Гуся: мечутся по сцене, истошно кричат, напоминая сцену из известного фильма Марка Захарова о графе Калиостро (приезд героя в имение). Это не вполне уместно на такой маленькой сцене, какой располагает Лицейский театр. Не всегда оправдана чрезмерная суетливость Аметистова. Излишне затянутой и неестественной выглядит сцена игры с трупом Гуся, как и сам намек на «голубые» наклонности Аметистова. Думается, что спектакль с успехом бы обошелся и без этого экивока в сторону новомодных постмодернистских веяний.
В целом же премьера состоялась. «Лицеисты» продемонстрировали замечательные актерские данные, выделяя гротескно-шаржированные черты своих персонажей. Это как раз тот случай, когда отсутствие актерского опыта, зачастую переходящего в штамп, компенсируется непосредственностью и искренностью молодости, ее брызжущей через край энергией. Оттого и спектакль получился ярким, запоминающимся, впечатляя зрителей своеобразной трактовкой ролей и замыслом режиссерской работы.
Лариса Ветелина,
кандидат филологических наук.
«Красный путь», октябрь 2004 г.