Александр Гончарук: «Чтобы сердце защемило…»
…Совсем недавно заслуженного артиста России Александра Гончарука называли в родном ТЮЗе не иначе, как «наше ясное солнышко». Восхищались его талантом, работоспособностью, добрым нравом. Все эти качества так при нём и остались, только теперь он, похоже, работает уже не по 24, а по 30 часов в сутки. Пройдя через стихию разнообразных жанров, от водевиля и сказки до мелодрамы и фарса, он так и не дождался роли Ричарда Третьего (да и кто нынче решится ставить на сцене ТЮЗа трагедию?). И тогда Гончарук, известный после «Пикового валета» ещё под именем Господин Фандорин, решил в свободное от основной работы время всерьёз заняться педагогикой. Последние три сезона он — режиссёр-постановщик Омского драматического лицейского театра…
— Мне достался самый сложный возраст, — рассказывает Александр Анатольевич, — у них гормоны играют, идёт становление личности… Им необходимо участие взрослого человека, тем более что их взросление совпало с трудным временем, когда принципы, по которым жили родители, рушатся на глазах. Невероятно интересное, но и жестокое время. Нынче в моде стёб, пренебрежение, отрицание… Попсовые песенки уже навязли в ушах. Я и сам ловлю себя на мысли, что то, чему меня учил отец, я, став отцом, отвергаю…
Чтобы получить плоды в Лицейском театре, нужно время и честность, здесь нельзя работать набегами. Надо услышать и понять каждого. Иногда они ко мне в ТЮЗ приходят, мы там репетируем. У нас нет текучки, нам друг с другом интересно. Ещё недавно закомплексованные, зажатые, они меняются на глазах, если видят искренность. Кому-то Бог не дал особых внешних данных, но в чём я убедился — все они надёжные люди, все удивительные ребята!
Занятия в театре раскрепощают детей, вырабатывают коммуникабельность, учат умению воздействовать на людей. Азы актёрского мастерства помогают им в жизни. Я часто цитирую им слова Норбекова о том, что каждый человек гениален и может добиться того, чего хочет. В идеале в такой театральной школе должны быть часы этики, эстетики, пластики, танца.
По правде сказать, я не считаю себя режиссёром-профессионалом, но к такой работе меня всегда тянуло. В пору репертуарного дефицита поставил в своём родном ТЮЗе две сказки, проводил актёрский тренаж в школах, в Доме творчества имени Лизы Чайкиной поставил «Кота в сапогах»…
В Лицейском театре всё, конечно, серьёзнее, тут можно ставить спектакли не на один раз, можно их прокатывать, можно заниматься не одним только актёрским тренингом, но и более серьёзной работой. Здесь я успел поставить новый вариант «Аленького цветочка», несколько интермедий, «Снежную королеву», «Спящую красавицу». Мне всегда хотелось, чтобы у зрителя в театре сердце защемило от возвышенности, от красоты, и поэтому я люблю ставить традиционные сказки. Согласитесь, что все уже порядком устали от телепузиков, трансформеров. Многим хочется увидеть добрую волшебницу, пережить романтическую историю любви.
Вот мы и взяли сказку Галины Соколовой «Спящая красавица». Тут надо было определить жанр, верно почувствовать стиль в духе времени, ведь подростки не выносят пафоса. Прекрасно это понимая, я решил поместить современного тинейджера в сказочную среду, заставить его пройти огни и воды и вернуться к своей Спящей красавице уже в новом качестве. Правда, внешне наш герой Жан в своих скитаниях мало изменился, но чувство достоинства в нём укрепилось.
…Знаете, даже в профессиональном театре актёры, бывает, быстро перестают любить свой спектакль. А здесь меня удивляет и радует, сколько удовольствия получают ребята от игры, какой это кайф для них. Такое состояние исполнителей всегда передаётся зрительному залу.
…Площадка Лицейского театра в «Спящей красавице» словно раздвинулась: настолько изобретательно использовано это пространство художником Сергеем Федоричевым. Вполне в духе времени и в соответствии с намерением постановщика сцена трансформируется мгновенно, а авантюрная музыкальная тема, сочинённая композитором Сергеем Шичкиным, подгоняет современного тинейджера Жана (Алексей Курильский) в скитаниях по небезопасному миру сказки. Стремительный ритм, эффектный свет, стильная пластика (балетмейстер Наталья Видяскина) буквально завораживают зал. Конечно, никому не хочется аплодировать, когда Жан решает, что ему придётся расстаться с любовью, а зрителям — похлопать в ладоши и разойтись. И тогда лукавый режиссёр отменяет такой грустный финал, на сцене появляется Добрая волшебница и к удовольствию публики командует: «Дальше! Дальше!». Зрители не успели заметить, как полюбили этого прикольного Жана, который говорит со сцены таким понятным языком, да и внешне очень похож на них. Ну и ладно, что не стал он принцем, ведь и так уже и принцессе, и всем вокруг ясно, какой он классный парень. Так что заразительная энергия, идущая со сцены, в самом деле захватывает пространство зала, как этого и добивался Гончарук.
Светлана Нагнибеда
«Четверг», 2004 г.