Актёры покинули «ЧАТ». Чем запомнился пятый омский фестиваль моноспектаклей

Какие постановки показали омичам десять театров из разных городов России, рассказываем в нашем материале.

С 1 по 6 апреля Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» удивлял омичей постановками-экспериментами со всей страны. В этом году своим честным актёрским творчеством поделились артисты из десяти городов. Двенадцать спектаклей за шесть дней. Зрители задерживали дыхание и не могли сдержать эмоций, наблюдая за актёрами, выходившими на сцену в одиночку. Мы внимательно следили за ходом фестиваля, который уже в пятый раз организовал Драматический Лицейский театр. Давайте вместе вспомним его яркие моменты.

Открылся фестиваль показом постановки из Екатеринбурга. Моноспектакль «Человек на часах» Свердловского академического театра драмы по мотивам одноимённого рассказа Николая Лескова. История о сложнейшем моральном выборе солдата, который, стоя на часах возле императорского дворца, слышит крики утопающего. Спасти человеческую жизнь, но обречь себя на казнь или каторгу, или остаться на посту, как велит солдатский долг? Тяжёлая для размышлений тема первой фестивальной постановки сразу даёт понять зрителю: моноспектакль — это не про развлечение, это серьёзная умственная и духовная работа.

Второй день фестиваля получился самым насыщенным — тогда показали целых три постановки. Сначала со зрительских кресел наблюдали, как актриса Нижегородского детского театра «Вера» Анастасия Дудоладова варит на сцене суп, который потом можно было даже попробовать. Однако форма интерактивного кулинарного шоу — лишь обёртка, которая позволяет авторам спектакля «Картофельный суп» легко и ненавязчиво говорить с юными зрителями о сложных вещах.

— Все маленькие, грустные и, возможно, трагичные истории, которые я рассказываю во время приготовления супа, превращают кулинарное шоу в спектакль — спектакль о хрупкости и быстротечности жизни, — говорит актриса моноспектакля Анастасия Дудоладова.

Кроме того, в этот день зрителям представили две истории от лица мужчин. Как принять светлое чувство, которое рождается внутри тебя, а ты полон инфантилизма, в своём спектакле-исповеди «Ботинок, Маша и прочие вещи» рассказали омичи — режиссёр театра «ЦСД Омск» Ярослав Максименко и актёр Алексей Горбунов. А также, о большом сердце «маленького человека» 21 века — курьера в яркой куртке с термосумкой наперевес поведали режиссёр Григорий Печкысев и актёр Михаил Кудрин, представлявшие на фестивале петербургский «Текст-театр».

— Актёр Михаил Кудрин решил попасть в волну общественных настроений, уловить современный нерв. Он взял самого неприметного героя, которого мы часто не замечаем, но который везде присутствует, и пофантазировал: «А что могло бы быть, если…?», — делится режиссёр спектакля «Курьер» Григорий Печкысев.

Размышляли в «ЧАТе» и о женской судьбе. Постановка Казанского государственного театра юного зрителя «Счастливая Шарлотта» показала, как могла бы сложиться жизнь гувернантки из чеховского «Вишнёвого сада», доживи она до 21 века. А лирическая комедия «Искусственное счастье» Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной из Москвы дала рецепт, как пережить предательство без поисков панацеи от всех зол.

В дни фестиваля знакомили с историями жизни выдающихся личностей. Брянский театр драмы имени А. К. Толстого представил спектакль-посвящение Марине Цветаевой «Роман с собственной душой», а биографическая постановка «Один в океане» театрально-творческого центра «Арт Усадьба» из Новосибирска рассказала о судьбе океанографа Станислава Курилова.

Актёры говорили голосами героев, в сердцах которых живут дух авантюризма и юношеский максимализм. Омский Драматический Лицейский театр рассказал историю юного Дон Жуана, который каждый день борется с самим собой, чтобы мир понял, что он чего-то стоит. Тюменский большой драматический театр, в свою очередь, устроил на сцене «паранойю», доказав, что мужчины имеют право на слабость.

— «Паранойя — такое состояние, при котором человек становится не самим собой, становится другим, гипертрофированным, и этот спектакль отчасти несёт в себе эту гипертрофированность. Гипертрофированная радость, гипертрофированная боль, гипертрофированная скорбь и ненависть — это то, что происходит с человеком, когда он максималист, ребёнок. Для него не существует «после», есть только «сейчас», и максимум — сейчас, — делится автор постановки и исполнитель главной и единственной роли в спектакле «Пара, но я» Дмитрий Куклев.

О том, почему нужно любить жизнь и принимать мир таким, какой он есть, говорили актриса Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина Марина Крюкова и режиссёр Елена Лукманова, создатели моноспектакля «С неба упали три яблока» по одноимённому произведению армянской писательницы Наринэ Абгарян. А постановка по рассказу Леонида Андреева «Иностранец» московского театра «Школа драматического искусства», которая стала финальным аккордом фестиваля, заставила задуматься, почему в нас может рождаться конфликт с окружающей действительностью.

Фестиваль прощается с омским зрителем, но ровно через год приготовит для театралов новую порцию избранных моноспектаклей, ведь, как считает художественный руководитель Драматического Лицейского театра Сергей Тимофеев, один актёр может звучать, как целый оркестр и создавать невероятные силовые поля.

 

Валерия Зройчикова

«ОмскЗдесь», 9 апреля 2023
https://omskzdes.ru/culture/81147.html