Шалый
О спектакле
Первая пятиактная комедия драматурга соединяет в себе средневековый фарс и элементы итальянской комедии масок. В режиссуре художественного руководителя Сергея Тимофеева к названным жанрам добавились клоунада и драма.
«Это история воспитания чувств. Здесь воображение соседствуют с реальностью, шутка — с глубокой мыслью, а фарс — с настоящей жизнью. Герои постоянно находятся под провоцирующим давлением сластолюбия, тщеславия, страха, лени, сумасбродства и безумия; но любовь, совесть, долг и честь становятся на их защиту», — говорит о спектакле режиссёр. Главную мысль также можно прочесть в эпиграфе: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» (У. Теккерей).
А между тем, фабула довольно проста: Лелий влюблён в Селию, рабыню старика Труфальдина. Маскариль, слуга Лелия и по совместительству король плутов, пытается помочь хозяину жениться на возлюбленной. Одну за другой он придумывает хитрости, плетёт интриги, но Лелий своей неловкостью лишь всякий раз портит дело. Маскарилю приходится пускать в ход всю свою фантазию и ум, мастерство настоящего артиста и даже призывать на помощь силу искусства, чтобы хозяин, наконец, обрёл счастье.
Надо сказать, что сам Мольер в своё время блестяще играл роль Маскариля и других плутов из своих комедий, что принесло ему большую славу.
-
Маскариль, слуга
-
Лелий
-
Пандольф-отец
-
Труфальдин
-
Селия
-
Ансельм
-
Ипполита, дочь Ансельма
-
Леандр
-
Андрес
-
Эргастина, служанка
-
Хор, прохожие, маски, танцоры в балагане
-
Режиссёр-постановщикСергей Тимофеев
-
Художник-постановщикМарина Шипова
-
Художник по костюмамЕлена Азиева
-
Художник-декораторЯна Тафинцова
-
Музыкальное оформлениеСергей Шичкин
-
ПластикаДмитрий Татарченко
-
ВокалНаталья Добросердова
Была первый раз в этом театре и как раз выбор мой пал на спектакль Шалый. Я очень довольна, что посетила этот театр и в восторге от спектакля!
Особенно от игры актеров!! Браво!
Браво! Браво!!! Евгений Точилов , Игорь Коротаев отдельное СПАСИБО!! Получила огромное удовольствие от спектакля!!! Я в восторге!! 🙂 Теперь планирую следующие визиты к вам в театр! Спасибо ещё раз!! 🙂
Началось удивительное открытие театра для меня с «Альпийской баллады» ! И как путешествие в мир души, чувств, красок, переживаний, радости и боли, веселья и грусти, и огромное желание жить — не смотреть, а именно жить вместе с актерами в спектаклях: «Шалый», «Ощущение бороды», «Прекрасное далеко», «Морожены песни», «Каштанка», «Зойкина квартира», «Пижама на шестерых»… Не перестаю восхищаться и восторгаться режиссерским виденьем и игрой актеров! Лицейский театр — визитная карточка театрального Омска!! Браво!!
Спасибо огромное за удовольствие от спектакля и игры актеров!
«Шалый — неуравновешенный, преисполненный сумасбродства, безрассудства.» Так гласит словарная статья.
Иллюстрацию к этому понятию нам ярко продемонстрировали актёры Лицейского театра. Новыми красками засверкала на сцене французская комедия Мольера «Шалый, или Все невпопад». Пьеса, созданная в 17 веке и принесшая в былые времена славу своему автору, возродилась в контексте наших дней. Постановка соединила в себе китч, средневековый фарс и элементы итальянской комедии масок.
При создании своих произведений Мольер ставил задачу показать зрителям типизированный порок, а не личность. Характерная черта его комедий: контраст, который создают образы глупых господ и их остроумных слуг.
Перед нами Лелий (Игорь Майоров) — молодой пылкий и страстно влюблённый юноша. Непропорциональное смешение данных факторов часто служит причиной сумасбродства, источником нескончаемых нелепостей и проблем, которые усложняют жизнь не только близорукому в житейских вопросах романтику, но и окружающим. Предметом его обожания стала обворожительная цыганка Селия (Евгения Суровая) — воплощение чистоты и невинности. Казалось бы, стоит лишь уладить формальности бракосочетания, и вечное счастье молодым обеспечено, но обстоятельства всячески препятствуют этому чудному союзу. Девушку, аки Цербер, стережет злобный старик Труфальдин (Николай Пушкарёв), который держит цыганку в своём доме в качестве рабыни. К тому же отец Лелия — расчётливый любитель приумножить свой капитал любым способом, хочет женить сына на богатой и своенравной – Ипполите. Дальнейшая участь Лелия могла быть лишена малейшей радости, но устроить судьбу хозяина берётся его верный слуга Маскариль в исполнении Евгения Точилова.
Пройдоха и плут, остряк и шельмец — Маскариль с улыбкой и лёгкостью заправского виртуоза балансирует над пропастью жизненных невзгод. Любвеобильный ловкач, чаровник женских сердец. В нём нет корысти или «чёрного» шутовства. Он не из тех, кто будет язвительно насмехаться над жертвами своих хитро сплетённых интриг. Нет цели потешить самолюбие или петь дифирамбы своему эгоизму. Маскариль не лишён честолюбия, но он добряк, и всё что им движет в лабиринтах вранья и уловок — это искренняя преданность и верность хозяину. Хозяину, который своей наивностью и непредсказуемостью мастерски разрушает все старания своего помощника. Лелий, как слон в посудной лавке, который с неисчерпаемым энтузиазмом, сам того не замечая, громит хрупкий фарфор собственного «долго и счастливо». Но наш ловкач и плут, чьему терпению позавидовали бы даже буддийские монахи, стойко переносит громогласные крушения своих стараний, проворачивает аферу за аферой. В финале мы видим, что все усилия Маскариля были не напрасны, и авантюра удалась — герои добились желаемого.
Если говорить о технической стороне спектакля, то здесь режиссер придерживался каноничных установок французской драматургии 17 века. Главное — это речь героев. Раскрытие образов происходит через интонацию, скорость, громкость, расстановку пауз и прочие аспекты словесных излияний. Действия и декорации по своему значению отходят на второй план, лишь небольшими штрихами дополняя общую картину представления. Мы также видим чётко выраженный черты, которые позаимствовали из фарсового театра — щедрость на импровизацию и работу с залом.
Интересным решением стала «перемотка» хроноса, когда актёры вдруг начинают двигаться неестественно быстро и механически-рвано в судорожном мерцании света. «С помощью этого трюка мы разделили главные и второстепенные моменты пьесы, — объясняет режиссёр Сергей Тимофеев в одном из интервью. – Также, как и в жизни, бывает, мы просто сидим, курим, болтаем ни о чем – это можно «перемотать», а как только начинает происходить что-то важное, время замедляется». Мне же этот фокус напомнил движения жакемаров — механических фигурок в старинных часах, которые начинают свой «танец» в определённый, и просчитанный с точностью до секунды, момент. Шестерёнки крутятся, фигурки перемещаются, управляемые единым механизмом. Также и комедиограф руководит «жизнью» своих персонажей, передвигая их на циферблате повествования.
Комедия вышла искрометной и действительно смешной, чего не всегда удаётся добиться в рамках театра. Отбросив вежливые и натянутые улыбки, зал заходился искренним безудержным смехом. Иначе и быть не могло, когда на сцене взаимодействуют Игорь Майоров и Евгений Точилов. Последний смог не только потешить зрителей, но и заставить их на миг затаить дыхание: первая половина спектакля завершилась крайне эффектно! Снимаю шляпу и подметаю ею подмостки театрального поприща перед Вами.
Отдельно хочется отметить Ивана Пермякова, исполняющего роль Ансельма. Дряхлая, комично выживающая из ума старость, в которой всё ещё теплится уголёк задора и тяги к деньгам, стала одним из наиболее фактурных изображений.
Лицейский театр, спасибо за чудесный вечер