Каким он будет, ветер перемен?
«Пусть он будет добрым, ласковым», — пелось в любимом не одним поколением зрителей фильме о загадочной Мэри Поппинс. В новом спектакле Лицейского театра «Мэри Поппинс» звучат и эта, и другие песни из того самого фильма. Но здесь предложена своя версия странного появления леди Совершенство в доме Бэнксов, а перемены имеются ввиду… технологические.
Тема появления искусственно созданных совершенных существ давно интересует художественного руководителя Лицейского театра Сергея Тимофеева, он, как рассказывают в театре, мечтает поставить пьесу Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион» о жизни таких существ. Поэтому, вроде бы, случайное предложение педагога по вокалу ставить «Мэри Поппинс» как мюзикл соединилось с давней идеей. За основу была взята инсценировка Игоря Сывороткина, а идею, где действие перенесено в эпоху технологической революции, доработали Валерий Мамонтов и сам Сергей Тимофеев.
Не все актёры сразу приняли факт, что известная сказка превращается в «почти фантастическую историю, которая случилась в эпоху перемен» (так обозначен жанр спектакля). «На разных этапах артисты просили, мол, давайте, пока не поздно, уберём роботов, сделаем классическое произведение, но Сергей Родионович был очень настойчив. Он пробрался через наше недоверие, в итоге мы почувствовали, что сможем это сделать», — рассказала журналистам актриса Наталья Мельникова, которой и досталась роль носительницы искусственного интеллекта.
Мистер Бэнкс (Иван Пермяков) здесь — вовсе не финансист, а одержимый айтишник. В его лаборатории целая команда роботов, обладателей искусственного интеллекта, которыми он управляет с помощью пульта. Он слишком увлечён работой, чтобы обращать внимание на то, что происходит в его семье.
А там из-за бесконечных шалостей детей няни меняются одна за другой. Вот и уход последней (Наталья Виташевская) превращается в очередной скандал. Тут уж начинаешь сочувствовать и детям, и их маме, ведь этой колоритной воспитательнице её шляпка важнее детей, да и котов она не любит. Вот почему дети Майкл и Джейн так старательно её выживали. Впрочем, папа никаких проблем в семье не видит: чего проще — разместил на сайте объявление о поиске няни и жди, когда выстроится очередь из желающих получить эту работу.
Но… всё идёт не по плану. То ли по воле высших сил, то ли из-за природных катаклизмов — грома, молнии и ветра, то ли из-за сбоя в старом планшете, где хранится заветный код, в доме Бэнксов появляется странная леди Мэри (Наталья Мельникова), которая хочет получить эту должность. Папа быстро смекает, что это — продукт его лаборатории, но азарт исследователя заставляет его решиться на эксперимент и отправить новую няню к детям, чтобы внимательно наблюдать, как она будет с ними взаимодействовать. А вот миссис Бэнкс (Юлия Сапфирова), конечно же, воспринимает «леди Совершенство» как соперницу. Именно это помогает ей преобразиться, чтобы вернуть внимание мужа.
Это — лишь завязка истории, а не спойлер: самое интересное будет дальше. Что же даёт известному сюжету погружение в уже зарождающееся технологическое будущее? Команда роботов появится на сцене не раз, и люди почти не будут на них реагировать: это уже привычная для всех среда обитания. Да и «зависать» люди будут, пожалуй, почаще, чем роботы. Но всё это — не для развлечения зрителей, а для того, чтобы герои, а вместе с ними — и зрители, взглянули на себя и свои отношения по-новому.
Искренний интерес леди Мэри к миру людей оказывается по-хорошему заразителен. Папа-исследователь, наблюдая, как Мэри общается с детьми, начинает понимать, как много он упустил. «Я вижу, что она интересна детям, и это вызывает родительскую зависть: а где я-то был всё это время? Занимался высшей математикой, а не своими детьми», — рассказал о своём герое актёр Иван Пермяков. Мэри даже провоцирует папу на игру с детьми. Они благодаря этому учатся «смотреть на вещи с разных сторон». Мэри объясняет им, что надо обращать внимание не только на значение слов, но и на интонацию, с которой они произносятся: в ней может быть совершенно противоположный сказанному смысл, и его надо суметь уловить. А папа через игру возрождает в себе ребёнка. В разговоре после спектакля актёр даже вспомнил слове великого клоуна Славы Полунина: «Хотите научиться общаться с миром — научитесь общаться с детьми».
Меняется и мама: вначале она — общественный деятель и известный видеоблогер, освещающий, между прочим, вопросы воспитания. Но рядом с Мэри осознаёт, что показная благодать на камеру — совсем не то, что надо её детям. Она даже разрешает им взять домой котёнка, ведь никакой технологический прогресс не заменит детям теплоты общения, чуда познания мира. Эту потребность прекрасно передают и юные актёры, студийцы Лицейского Александр Сторублёвцев и София Поддубная. Александр рассказал: когда узнал о том, что будет ставиться этот спектакль, то и книгу Памелы Трэверс прочёл, и фильм посмотрел. Он уверен, что его герой — такой же, как и в книге, созданной без малого столетие назад, и как в советском фильме, снятом больше сорока лет назад. Да, детство всегда будет детством, хоть с искусственным интеллектом, хоть без.
Это подтверждает и реакция юных зрителей на спектакль. Хотя он маркирован «12+», но на предпремьерном показе, который смотрела я, были очень заинтересованные зрители лет шести-восьми. Вместе с Майклом и Джейн они наслаждались путешествием по галактике (да-да!), ловили мыльные пузыри и радовались, что Бэнксам — детям и родителям — наконец-то так хорошо вместе!
Ну а взрослым не менее интересно было следить, как меняются отношения старших Бэнксов и друг к дугу, и к детям. «Для меня это история о любви, — говорит Иван, — о том, как важно оставаться человеком несмотря ни на какой прогресс. Прогресс заставляет человека быть одержимым, не видеть простых вещей, которые так необходимы».
Теперь важность этих простых вещей увидели и Бэнксы, и зрители нового спектакля Лицейского театра.
Елена Петрова
Интернет-портал «ВОмске», 24 мая 2024