Вечер контрастов. Четвёртый день ЧАТа рассказал нам о двух женских судьбах
Четвертый день Всероссийского фестиваля ЧАТ в Омске прошёл под эгидой двух женских историй. Первая из них – жизнь великой Коко Шанель: модельера, дизайнера, парфюмера, успешной бизнесвумен, а ещё просто женщины. Нет, не так – Женщины с большой буквы.
Выбрали Омск
Привезли на ЧАТ свой спектакль «Сама. Коко Шанель» (16+) режиссёр Мурат Шыхшабеков и актриса Дарья Дзюненко из Сургутского музыкально-драматического театра. Им пришлось выбирать между двумя фестивалями – омским и екатеринбургским, и можно только порадоваться за омскую публику, в пользу которой был сделан выбор. И она ответила просто сногсшибательными овациями. Но это – в конце спектакля. А вначале…
А вначале на сцену выходит ухоженная, но уже весьма пожилая женщина в шёлковой пижаме. Она собирается на пресс-конференцию, но нерасторопная помощница не подготовила костюм. Габриэль Бонёр (настоящее имя Коко) Шанель – звезда с мировым именем, женщина-эпоха, довольно сурово выговаривает помощнице на французском и поёт на этом же языке.
Она слова произносит, как пожилая, её мимика, жесты, опущенные уголки губ – всё выдаёт возраст: ей явно хорошо за 70. Но вот какое-то неуловимое воспоминание мелькает перед мысленным взором Шанель, и перед нами уже девушка. И одежда та же, и макияж, и причёска – но мы вместе с Коко уже где-то там, в её юности, в самом начале 20 века….
Когда жизнь почти позади («Я умру в 25-ть, но мне всё ещё 24, и когда исполнится 25, я не знаю», — говорит в конце спектакля Коко Шанель), уже не так горьки детские воспоминания, но они всё ещё бередят душу: отец, постоянно уходящий из дома, болеющая мать, родившая пятерых детей и ушедшая из жизни в 33 года.
Нищее детство и не менее нищее отрочество – отцу дети не нужны, и он отдаёт сыновей фактически в батраки, а девочек – в монастырь, где строгая дисциплина, и даже спать все ложатся по расписанию, где можно только молиться и бесконечно шить. Габриэль сбегает – её возвращают. После выпуска из монастыря её пристраивают на работу, но она и тут сбегает в крошечную съёмную квартирку. Пусть есть нечего и работать приходится до утра, выполняя заказы, зато – свободна.
Революция по-женски
И как же потом пригодится Коко это умение шить, а ещё – бунтарский характер! Ведь именно она первой надела мужские брюки, чтобы ездить верхом на лошади, именно она решила убрать со шляп помпезные кружева и перья, а ещё огромные поля, закрывавшие лицо! Шляпки – канотье, которые начала изготавливать Шанель, быстро стали модным аксессуаром.
А потом она посмела носить сама и предложить всем женщинам платья без корсетов, а дальше ещё хлеще – платья не в пол, а оголяющие щиколотку и даже икры! Это была на самом деле революция. И дело даже не только и не столько в фасонах – Коко Шанель дала женщинам свободу. Они смогли сами, без посторонней помощи, одеваться, так как не было многочисленных застёжек на спине, они могли ходить, не опираясь на руку мужчины, — а где свобода движения, там и свобода мысли!
Бедная швея и какое-то время даже содержанка, Коко Шанель смогла на ссуженный ей кредит развернуться так, что один за другим открывала модные дома; она придумала символ эпохи – духи своего имени. Она стала настолько богатой, что покровительствовала «этим прекрасным и сумасшедшим русским» — Дягилеву, Стравинскому, влюбившись в русскую культуру, русскую музыку, русский балет.
Всё было в жизни этой прекрасной женщины – и любовь, и страсть, и грех, и потеря нерождённого ребёнка. Но она ни о чём не жалела – об этом она заявила на той самой своей пресс-конференции, к которой так тщательно готовилась в начале спектакля (и которая была на самом деле в Америке).
Она ни о чём не жалеет
За спиной актрисы – кадры хроники, где на вопросы отвечает Габриэль Шанель, на сцене её живое воплощение – Дарья Дзюненко. Не отличишь – актриса с огромной любовью, очень бережно и правдиво не изображает, нет, она живёт своей героиней. Кстати, инсценировку для этого моноспектакля сама Дарья и написала, проштудировав огромное количество источников, посмотрев множество фильмов о Коко Шанель и архивных документальных съёмок.
«Я увлеклась историей моды, и оказалось, что так много интересных судеб за этим кроется. Габриэль Шанель – это женщина, которая прожила долгую жизнь и застала периоды глобальных потрясений в виде войн, что меняли не только внутренний, но и внешний облик людей. Очень многое менялось в женщинах, в их самоощущении того, кто они такие, какие у них есть права, и Шанель этому способствовала», — рассказала актриса.
Резкий переход
Второй спектакль четвёртого дня ЧАТа – «Бибинур» (18+), постановка Каменск-Уральского театра драмы.
Сначала эти две истории кажутся совсем непохожими друг на друга, и зрителей, смотревших два спектакля подряд, шокирует Бибинур после красавицы Коко Шанель. Но это только на первый взгляд.
Бибинур переводится с казахского как лучезарная, и героиня Анны Котоминой, кажется, на самом деле постоянно излучает оптимизм и не теряет чувства юмора. С содранной кожей на лбу и синяком под глазом, она пришла «сдаваться» в полицию, так как хочет посидеть в тюрьме на всём готовеньком. Девушка остра на язык, регулярно применяет не совсем нормативную лексику (потому и возрастной ценз 18+), может запросто отметелить, дать в глаз, набить морду любому и кажется совсем безбашенной.
К жениху на юга
Трудилась она и уборщицей общественного туалета, и ростовой куклой, и даже воспитателем в детском саду (один день), но везде недолго – характер скверный, язык за зубами не держит, ещё и выпивает. По пьяной лавочке занесло её на юг, вроде бы к «жениху», с которым они тоже постоянно пьют и ругаются. «Жених» исчезает, потом Бибинур выгоняет пожалевший и приютивший на время непутёвую девушку вегетарианец за то, что она купила и сварила пельмени, и отправляется она «в участок», где рассказывает свою историю.
И вдруг оказывается, что был у нее муж, с которым они жили душа в душу, да отправился он в Москву и пропал. И куда-то исчезает бравада и нецензурщина из речи, и оказывается, что эта 30-летняя «бывалая» очень переживает из-за смерти матери и хочет домой. «Я Бибинур. Лучезарная. Мне 30 лет. И я очень хочу домой. Хоть куда-нибудь домой», — говорит в финале героиня Анны Котоминой, снимая с себя кошачье кигуруми, накладной живот, рваные лосины и носки, слово прощаясь с той жизнью. И на глаза зрителей невольно наворачиваются слёзы.
В афише ЧАТа «Бибинур» заявлена как единственная комедия. Поначалу так оно и видится, но в конце понимаешь, что это тоже, как и «Сама. Коко Шанель», история женщины, которой многое пришлось пережить. И браво создателям ЧАТа (Лицейскому театру), формировавшим его программу – этот вечер получился смешным, трогательным, слёзным и невероятно добрым.
Отдельные слова восхищения хочется адресовать обеим актрисам — Дарье и Анне, их настоящему актёрскому таланту. Спасибо за то, что украсили омский фестиваль!
Ольга Коробова
Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 5 апреля 2024