Автор не имеет права

В ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛИЦЕЙСКОМ ТЕАТРЕ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ АЛЕКСЕЯ ОСИПОВА «ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН» (16) ПО М. БУЛГАКОВУ

Спектакль — дипломная работа студентки режиссёрского отделения Театрального института им. Б. Щукина Натальи Каплюченко. Её и актёра Лицейского театра Алексея Осипова связывает давняя дружба. Оба учились в музыкально-педагогическом колледже, потом — в одном театральном институте. Выпускавшийся чуть раньше Алексей для своего дипломного спектакля тоже брал произведение Михаила Булгакова — «Кабала святош». Любовь к этому автору ребятам привил их первый педагог — Лариса Меерсон, ей они и посвятили постановку. Вообще, в Лицейском это уже третье обращение к творчеству Булгакова: значимым спектаклем на заре становления театра была «Зойкина квартира».

ПРЯТАЛСЯ В ВАННОЙ

Сегодняшний спектакль — это монолог длиною в час, он ведётся от имени главного героя, начинающего писателя Максудова. Тот рассказывает, как написал роман, который увидел во сне, как вышел с ним в мир, но мир не принял его. Тогда он был готов убить ещё не себя — своё произведение, и вдруг жизнь озарилась надеждой: «один из выдающихся театров» выразил желание поставить роман на своей сцене и предложил герою сделать по нему пьесу. Однако и на этом пути его ожидал крах.

«Меня не будет очень скоро», — реплика, с которой начинается спектакль. Максудов Алексея Осипова, полуобнажённый, лежит в ванне с опасной бритвой в руке. Первоначально Булгаков назвал свой роман «Записки покойника», позже вынеся это название в подзаголовок. Создатели спектакля оставляют загадку, определяя жанр как «мистическая интрига с одним самоубийством». Свершится ли роковое, так и неизвестно. По крайней мере, герой вдруг отвлекается на муху, накрывает её банкой и начинает именно ей рассказывать историю своих злоключений. Это красноречиво показывает то, как он одинок. В какой-то момент и он оказывается пойманным в ловушку: невидимую муху в банке заменяет его бумажная фигурка.

Осипов сам придумывает оформление спектакля: это не то ванная комната, не то кабинет или библиотека со стопками книг. Ванная — опять же символ. Это место, где человек обнажается, очищается. Для героя это ещё и убежище, где он живёт и пишет, где прячется от враждебного мира. «Мир отвратителен, я в него не пойду», — говорит он в финале.

НЕСЛОЖИВШИЙСЯ РОМАН

Известно, что в какой-то мере Булгаков описал в «Театральном романе», так и оставшемся неоконченным, свои отношения с Московским художественным театром. Аллюзии на МХАТ чётко прослеживаются в вымышленном им Независимом театре. Писатель откровенно высмеивает его корифеев Станиславского и Немировича-Данченко. Их он выводит под именами Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича — двух директоров, которые, кажется, были лично знакомы не только с Островским, но ещё и с Гоголем.

Закостенелость театрального дела, лживая изнанка того, что казалось с радостью принимающей его семьёй — рифы, о которые окончательно разбиваются надежды Максудова. Роман с театром, в который он был влюблён «до пьяной радости» и в котором восхищался всем как ребёнок, не сложился. Опрометчиво подписав договор, где каждый пункт начинается словами «автор не имеет права» и один — «автор обязан», он вынужден неоднократно переписывать (читай: уродовать) своё произведение, чтобы в конце концов услышать вердикт: эту пьесу играть нельзя! И приходит невесёлое понимание: он оскорбил старейшин, которым под семьдесят, тем, что герои его пьесы так молоды. И для капризной примадонны слишком сложна оказалась роль главной героини.

Многонаселённый и многособытийный роман, конечно, ужат сейчас до фабулы, но всё же гротескные персонажи закулисья оживают в рассказе Максудова, появляются словно в кривом зеркале. Алексей Осипов с его страстью к лицедейству несколькими яркими штрихами создаёт образы-шаржи. Он ёрничает, он творит трагифарс. И лишь в финале спектакля, когда статисты убирают декорации, а холодный душ смывает грим, становится серьёзным. Наверное, самим собой.

В первоисточнике Максудов, в общем-то, не был таким уж талантливым писателем, но в момент какого-то озарения создал нечто, что испугало тех, кто уже давно разучился быть искренним. И в этом смысле это очень современная история.

Эльвира КАДЫРОВА

«ЧЕТВЕРГ», 15.02.2024

КСТАТИ

Спектакль «Театральный роман» будет показан на VI Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ» (Четное Актёрское Творчество), который пройдёт в Омске с 1 по 6 апреля. В афишу вошло 15 спектаклей. На омский фестиваль приедут актёры из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Челябинска и других городов.