Старая сказка на современный лад. В Лицейском театре премьера «Морозко»
Да-да-да, всё новое — это хорошо (или даже не очень) забытое старое. Но для чего забывать то, что воспитывало многие поколения наших предков?
Сказка ведь она на то и сказка, что вроде бы сплошные небылицы (и Морозко, а также Лешего, Кикиморы и Бабы-Яги на самом деле не существует), а исподволь учит, прививает настоящие ценности, и даже маленький ребёнок понимает, кто хороший герой, а кто – не очень.
Все меняются, всё меняется
А может быть, поначалу казавшийся злым, коварным и страшным персонаж в процессе сказки меняется, становится добрее и человечней? Скажете, нет такого в «Морозко»? А очень даже есть. Ведь это не тот классический «Морозко», а новый – рассказанный современным драматургом Анной Богачёвой и поставленный на сцене Лицейского командой начинающего, но несомненно имеющего достойное будущее режиссёра Светланы Поздняковой, актрисы этого же театра.
Мы уже рассказывали читателям о том, как в Лицейском готовились к постановке: всем коллективом вязали шапки (у некоторых они сразу с косами) и готовили джинсовую ткань для костюмов и декораций.
Идея художника Алексея Осипова (он же актёр и режиссёр Лицейского) получила блестящее воплощение: сцена задействована максимально, и в то же время нет ощущения тесноты. Декорации мобильны, они превращаются то в избушку главных героев, то в лес; стол-качели, поднимающийся и опускающийся в нужный момент, ёлочки с подсветкой и даже огромные шары (они вроде бы и снежные сугробы, но на них удобно сидеть героям) – всё работает на сказку. Да работает так, что в какой-то момент и взрослым зрителям становится жутковато, особенно когда Баба-Яга (Дарья Оклей) варит своё зелье и мы видим лишь её подсвеченное красным лицо.
Но потом сцена меняется, и зритель с облегчением вздыхает – да совсем она не страшная, эта Баба-Яга, просто немного с причудами и…голодная. Надо было бабушку накормить да слово хорошее сказать, и вот она уже сама доброта: не только передумала есть Настеньку, да ещё и платок тёплый ей подарила, чтобы не замёрзла девушка в лесу.
Не заморозили
Сказка идёт своим чередом, и Настенька (Екатерина Ухова), своей добротой покорившая лесных жителей, возвращается домой, как и положено, с полным сундуком приданого да в новой шубке и рукавичках. А её сводная сестра Марфуша тут же отправляется в лес за «своей» долей. Марфуша Анны Пастуховой совсем не похожа на ту, что блестяще исполнила много лет назад Инна Чурикова, но она не менее колоритная и запоминающаяся.
И даже эту жадную и заевшуюся Марфушу вместе с её мамой (Дарья Мегдан) драматург не превращает в собак, как в мультфильме, и не замораживает насмерть, как в оригинале сказки, а отправляет на перевоспитание к Лешему. Кстати, забавно «цокающий» Леший оказывается вполне себе симпатичным персонажем – он рассказывает Настеньке, как уже воспитывал одну злую бабу, которая постоянно ругалась с мужем, и тот послал её к Лешему. И урок сразу детям и взрослым: не ругайтесь, а то Леший-то и взаправду может утащить!
Только похвалы заслуживает режиссёрский взгляд Светланы Позняковой: как все актёры «вписались» в своих персонажей! Баба-Яга — это, конечно, просто отдельное явление сказочного леса и местной моды, но не менее хороши и остальные: Леший (Семён Полторанин), Кикимора (Анна Новосёлова), сам Морозко (Александр Драганюк). И, конечно, создают атмосферу зимнего леса девушки-Морозушки (учащиеся Клуба).
А «деревенские» герои! Они тоже как будто прямиком из сказки. Настенька Екатерины Уховой – сама кротость и нежность. Отец (Иван Пермяков) – вроде бы забитый подкаблучник, но всё-таки, улучив момент, плюёт вслед ненавистной жене. Красавец-жених Иван (Валентин Рудяк) словно только с картинки сошёл – настоящий русский парень!
Отличный тандем
Ну и музыку режиссёр подобрала соответствующую: по словам Светланы, вдохновлялась она в том числе и идущим в Лицейском несколько лет спектаклем «Морожены песни».
После сдачи спектакля мы задали режиссёру всего один вопрос: довольна ли она тем, что увидела на сцене?
«Я довольна результатом, — рассказала Светлана Позднякова. – Думаю, дальше спектакль ещё будет «наигрываться», возможно, привнесём в него какие-то коррективы. Также я вижу, что сделала правильный выбор, пригласив Алексея Осипова в качестве художника-постановщика в этот спектакль. Мне кажется, у нас получился творческий тандем, мы понимали друг друга с полуслова, думаю, поэтому всё сложилось».
Ну а зрителям, которые уже не попали на спектакль, так как билеты все разобраны, остаётся только радоваться, что «Морозко» будет показан не только в новогодние праздники, он войдёт в репертуар театра, и это тот спектакль, который точно понравится и детям, и их родителям.
Ольга Коробова
«Аргументы и Факты» в Омске, №50 / 13 декабря 2023