Похождения юного Дон Жуана. В Лицейском театре премьера моноспектакля
Уже несколько лет в апреле Лицейский театр проводит фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». Этой весной премьерой фестиваля была постановка Сергея Тимофеева «Дон Жуан» (16+) в исполнении Ивана Мельникова. Артист получил диплом «ЧАТа» со следующей формулировкой — «За молодую энергетику в воплощении старого мифа».
Вернулся на сцену через полгода
И вот Иван и в его лице юный обольститель (в первой песне поэмы Байрона в переводе Татьяны Гнедич юному Жуану, тогда ещё не имевшему приставки дон, 16 лет) вновь на сцене Лицейского театра: 29 ноября состоялась официальная премьера, и спектакль полноправно вошёл в постоянную афишу.
Впрочем, до сцены (точнее, до своих мест в зале) зрители дошли не сразу – их буквально опутали нитями судьбы два очаровательных джентльмена – художественный руководитель театра Сергей Тимофеев и артист Николай Пушкарёв. Они говорили со зрителями о судьбе и любви, о пути к истине и том, насколько совпадает имеющийся где-то в уголке сердца каждой женщины образ идеального мужчины с тем, кто встречается на её жизненном пути. И закончили распутыванием нитей в поисках истины, мыслями мудрецов на эту тему и подготовкой к тому, что ждёт на сцене – возможно, это будет не сам Жуан, а образ, создаваемый на их глазах артистом.
Поэт-герой
Собственно, у Байрона так оно и есть – главный герой не Жуан, а Поэт, который поначалу где-то за сценой яростно ругается со своими оппонентами, что не ценят его творчество. Затем он же — Рассказчик, начинающий свою песнь о Жуане, в считаные мгновения преображающийся то в самого юного героя-любовника, то в рогоносца дона Альфонсо, то в служанку молодой замужней красавицы донны Юлии Антонию. Моноспектакль – штука очень сложная для исполнителя, ведь всё приходится делать самому и на глазах у зрителя, в максимальной к нему близости. Непросто, ой как непросто, для молодого актёра! Но Иван блестяще справился с задачей.
Муза, пряжа и плащ
Впрочем, у актёра на сцене есть помощница – безмолвная, но весьма выразительная Муза в исполнении Анастасии Поплевичевой говорит на языке тела. Она и мать Жуана – мудрая Инесса, и его любовница донна Юлия, и Судьба, которая плетёт свои нити. Они то идут параллельно, то переплетаются, то становятся струнами, на которых играет Судьба… Клубки с пряжей – не только символ, но и декорация, так же, как плащ Музы: то неприступный чёрный, закрывающий полностью всю девушку, то ярко-алый символ любви и страсти.
«В нашем традиционном понимании Дон Жуан совсем другой, но артист Мельников сейчас попадает в круг обстоятельств, которые ему дают возможность сыграть. Это работа для смелых, которые ничего не боятся. В этом смысле начинающий артист гораздо смелее – ему нечего терять, а приобрести он может любовь зрителей. А это дорогого стоит», — признавался во время «ЧАТа» режиссёр спектакля Сергей Тимофеев. И судя по овациям и крикам «Браво!» во время премьеры, любовь зрителей Иван Мельников уже приобрёл. А значит – спектаклю жить на сцене Лицейского!
Ольга Коробова
«Аргументы и Факты» в Омске, №49 / 6 декабря 2023