Право на свободу

Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», организатором которого является Драматический Лицейский театр, подошел к своему первому юбилею – этой весной он состоялся в пятый раз. На нынешнем фестивале не было такого обилия новаторских театральных форм, как в прошлом году. Его отличительной особенностью стал выбор многими участниками эксклюзивного и очень личного материала для своего Честного Актерского Творчества.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОДВИГ
Открыл фестиваль, сразу задав ему высокую планку, актер, которого в шутку называют талисманом «ЧАТа», – Антон Зольников, наш земляк. Так получилось, что он открывал и первый «ЧАТ» моноспектаклем «Хомо чудикус» по рассказам Василия Шукшина. Сейчас вместе с режиссером и художником-постановщиком Владимиром Кравцевым Антон привез в Омск моноспектакль «Человек на часах» по прозе Николая Лескова. Это часть проекта «Опыты», существующего в Свердловском государственном академическом театре драмы, где актерам предоставляют площадку для свободной творческой реализации. Надо заметить, не многие театры идут на такой шаг, и большинство показанных спектаклей – самостоятельные актерские работы, не входящие в репертуар.

С самого начала Зольников берет дурашливый, скомороший тон. С ужимками, частушками, невероятной суетой он переодевается из современной одежды в солдатское обмундирование XIX века. Кажется, сейчас он оголится прямо перед зрителями, но под очередную прибаутку гаснет свет. В общем-то, подобный стиль оправдан, потому что колоритный язык Лескова близок к народному, где-то даже лубочному, да и сама история ужасает и смешит своей абсурдностью. Такое действительно может произойти только в России, как замечено автором.

Суть в том, что стоявший возле императорского дворца часовой услышал крики о помощи со стороны Невы, где в полынье тонул человек. Покидать пост нельзя ни в коем случае – ведь под охраной сам государь! Томительные несколько минут солдат Постников (а с ним и все мы) мучается выбором, в конце концов делая его в пользу спасения человеческой жизни. И вот, с одной стороны, он герой, а с другой – нарушитель присяги. И для его многочисленных начальников начинается головная боль на тему, как избежать неприятностей, в первую очередь для себя. Поиск компромисса между служебным и нравственным долгом заканчивается назначением солдату порки розгами и «компенсацией» в виде фунта сахара.

Действие спектакля очень динамично. Актер постоянно находится в движении, он погружается в воду так, что шинель промокает насквозь, ходит босиком по колотому льду, но главное – моментально перевоплощается то в солдата Постникова, то в его «командиров», находя для каждого яркую, наиболее характеризующую его деталь. «С креста не сходят – с креста снимают» – реплика, звучащая в спектакле. Какие-то параллели со святым мученичеством здесь действительно есть: полынья имеет крестообразную форму, а одна из розог расцветает в финале пасхальной вербой.

ПИЩА ДЛЯ МОЗГОВ
Потрясение второго фестивального дня – спектакль «Картофельный суп» Детского театра «Вера» (Нижний Новгород). Заявленное «кулинарное интерактивное шоу», во время которого актриса Анастасия Дудоладова должна сварить вкусный, полезный суп и угостить им маленьких зрителей, как-то незаметно превратился в серьезный разговор о жизни и смерти, о войне и мире. Пока в кастрюле побулькивали овощи, перед нами развернулась история девочки Лины, ее семьи и любимого поросенка Фриды. Все началось с того, что избежавшая попадания в суп картофелина оказалась похожей на маленькую свинку. Именно такую, родившуюся слабенькой и почти нежизнеспособной, выкормила из соски Лина и очень привязалась к ней. А потом пришла война. Она унесла жизни родственников, привела с собой голод и разруху.

События показываются через наивное и образное восприятие ребенка, отчего становится еще больнее. Спектакль балансирует между сложным и простым, грустным и веселым. Он обрывается на самом драматическом моменте, потому что суп уже готов и можно его отведать. Но главный «суп», конечно, «варится» в головах у детей. И хотя, кажется, они отвлеклись на вкусное угощение, родителей дома ждет много вопросов. И это по-настоящему семейный спектакль, потому что дает взрослым повод поговорить с ребенком о важных вещах.

Пьесу Марселя Кремера, вернее, ее постановку, Анастасия Дудоладова увидела в Германии. Перевела, адаптировала к российской публике. Главные изменения претерпели рецепт  супа и национальный фольклор.

НА ОГОЛЕННОМ НЕРВЕ
«Вы все в броне, а я без кожи…». Спектакль «Роман с собственной душой» актрисы Брянского театра драмы им. А. К. Толстого Кристины Корзиниковой, посвященный Марине Цветаевой, – удар в самое сердце. Как и многие участники фестиваля «ЧАТ», Кристина и автор инсценировки, и исполнитель. Лишь в оформлении она прибегла к помощи художника – Маргариты Мусатовой.

На сцене – шесть стульев с мужской одеждой, шесть фотографий на больших полотнищах. И навязчивая веревка, которая в финале затянется в петлю. На первый взгляд кажется, что спектакль относится к самой первичной и в чем-то уже ставшей банальной форме моноспектакля – литературно-поэтической композиции. Но нет. Это спектакль о судьбе Поэта. Судьбе в целом и той, что поставила точку в скромном доме в Елабуге.

Петр Эфрон, Осип Мандельштам, Александр Блок, Юрий Завадский, Абрам Вишняк, Константин Родзевич. Шестеро мужчин, одни из многих, которые дарили вдохновение Марине Цветаевой и благодаря которым появлялись великолепные известные всему миру стихи. Для творчества ей было необходимо чувство влюбленности, и неважно, что с кем-то она даже не виделась лично. Актриса не скрывает, что вкладывает в образ героини собственные переживания и собственный опыт, поэтому спектакль играется на одном дыхании и на оголенном нерве.

ВРЕМЯ В ФОКУСЕ
По совпадению в четвертый день фестиваля в Омском Доме актера сначала игрался спектакль «Искусственное счастье» Московского Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной (к сожалению, не самый удачный), а после него тут же, в ресторане, – спектакль «Счастливая Шарлотта» Казанского ТЮЗа, фокус в одном действии.

Пьеса написана Ириной Васьковской. Это фантазия о том, кем могла бы быть героиня чеховского «Вишневого сада» гувернантка Шарлотта Ивановна, не знавшая роду и племени, что могло происходить с ней до и после пребывания в семье Раневской. Режиссер Радион Букаев, словно герой другой пьесы Чехова, постоянно ищет новые формы. Он постановщик омского спектакля-променада «Хранители. Омск», иммерсивного спектакля «Семья Иванова» (Магаданский музыкально-драматический театр), показанного на предыдущем «ЧАТе». Сейчас и материал, и подача тоже очень необычны.

Героиня Елены Калагановой появляется среди ресторанной публики. Легко и непринужденно она рассказывает, что родилась в Париже в семье циркачей в 1889 году. Потом родители погибли, и начались ее скитания по извилистым дорогам двадцатого столетия. Она видела эксперименты Теслы, была ассистенткой Гудини и музой Тулуз-Лотрека, играла в карты с Гагариным, беседовала с Горбачёвым, пережила войны и революции. В ее полном горечи и юмора рассказе узнаются знакомые события мировой истории. Свой рассказ актриса сопровождает нехитрыми фокусами, прося помочь ей в этом зрителей. Счастье Шарлотты не искусственное – многое повидав и оставшись совершенно одна, она действительно счастлива тем, что была частичкой этого бурного, противоречивого века.

ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ОДНИХ КУРЬЕРОВ
Актер Независимого объединения «Текст-театр» (Санкт-Петербург) Михаил Кудрин сыграл собственную пьесу «Курьер» (режиссер Григорий Печкысев). Сыграл азартно, смешно, подкупающе доверительно. По сути, в образе Кеши он показал «новую формацию пролетариата» – курьеров службы доставки. Обилие на улицах велосипедистов с яркими термосумками за плечами – примета нынешнего времени, но, кажется, их появление в таком количестве предсказал еще Гоголь.

Так кто же они и что доставляют, только ли пироги и пиццу? Может быть, они не просто крутят педали своих велосипедов, а думают, как мир спасти, как сконструировать ракету и улететь в космос? Или, может быть, они сами прилетели из далекой галактики? Чтобы понять это, Михаил даже несколько дней работал курьером и теперь с ответственностью заявляет: да, все не так просто.

У этих удивительных людей есть свой кодекс, который гласит: «Курьер все доставляет вовремя. Курьер может умереть, но только доставив посылку на место назначения. Курьер – это призвание, предназначение, дар свыше, этому не научишь». И еще: курьер должен быть обязательно влюблен!

Сам Кеша внезапно узнает, что он представитель галактической конфедерации PR19, доставляющий необходимые ресурсы в отдаленные уголки галактики. Об этом ему сообщает голос из мигающего разноцветными лампочками велосипеда. «Значит, я все-таки курьер! Небесный странник. Это круто!» – радуется Кеша. И, несмотря на то что мы понимаем, что все происходящее с героем фантастической трагикомедии, скорее всего, результат травмы головы, полученной в аварии на перекрестке, мы вдруг тоже начинаем задумываться о том, насколько любим свою работу, приносит ли она кому-то пользу и можно ли назвать ее миссией.

ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ
Полностью авторский спектакль – «Один в океане» актера из Новосибирска Александра Сорокина (Театрально-творческий центр «Арт-Усадьба»). Александр выступил здесь как автор инсценировки, режиссер, художник и исполнитель. В основе спектакля уникальный материал – воспоминания советского океанографа Станислава Курилова, в декабре 1974 года сбежавшего с туристического лайнера вблизи Филиппин и проведшего в океане почти трое суток. Специализацией ученого были тропические моря за пределами СССР, куда ему закрыли путь.

История Станислава Курилова – это не только история стремления человека к свободе, но и стремления к своему призванию. Она оказалась близка для актера, потому что он тоже недавно покинул репертуарный театр и отправился, как и его герой, в свободное плавание. А к моноспектаклю пришел из желания заниматься профессией, невзирая на обстоятельства. Он удивительно точно передает, будоража этим зрителей, те противоречивые чувства, которые испытывает его герой во время принятия решения и уже готовясь к его исполнению. Когда он сидит в компании друзей или беззаботных туристов и понимает, что скоро перешагнет ту черту, за которой больше никогда не увидит близких людей, не услышит родной речи.

Рассказ о днях и ночах, проведенных в океане, – это уже эмоционально другой строй: борьба со стихией и одновременно восхищение ею. Декорация, сделанная из старой бумаги и тряпок, сначала похожая на ненавистный серый забор – олицетворение системы, становится теперь живым, дышащим океаном или неким таинственным гротом, на стенах которого отражаются изумрудные волны. Наконец, разорвав последнее препятствие, герой выходит в новый мир, в новую жизнь, в неизвестность.

Интересно, что на фестивале был еще один спектакль о вечной тяге русского человека туда, где нас нет, – «Иностранец» по рассказу Леонида Андреева в постановке режиссера и хореографа Льва Шелиспанского (Театр «Школа современной пьесы», Москва). Спектакль приберегли на закрытие как «десерт», поскольку главную роль в нем исполняет популярный актер Андрей Финягин. Но постановка как-то не задела за живое, потому что оказалась холодной, отстраненной, с нагромождением визуальных ребусов.

«МАМА! ВАШ СЫН ПРЕКРАСНО БОЛЕН!»
Стихи Маяковского, Пастернака, Шевчука, а еще – рассказ о любви от первого лица. Всё это спектакль актера Тюменского большого драматического театра Дмитрия Куклева «Пара, но я», который он называет разговором по душам. Разговор ведется от лица молодого человека, уже пять лет влюбленного в девушку. Он построил общие планы на целую жизнь вперед, но «есть одна маленькая запендяра»: девушка даже не догадывается о его чувствах. А потом, когда он почти решается на признание, и вовсе выходит замуж, о чем счастливым голосом сообщает своему другу. То есть в воображении героя они были счастливой парой, но на самом деле оказалось, что идиллия существовала только в его «я». Отсюда и игра слов в названии спектакля. Слова эти складываются еще и в слово «паранойя» – «безумие». Это та бездна отчаяния, почти бреда, в которую погружается герой Куклева, чтобы выйти из нее обновленным и, возможно, не совершать ошибок в будущем. Страсть, с которой сыграна вторая часть спектакля, потрясает и даже пугает.

Кстати, омский «ЧАТ» стал первым фестивалем в творческой судьбе постановки. И это Дмитрий Куклев считает для себя знаковым моментом. Он давно хотел побывать в Омске, потому что здесь, в ТЮЗе, в 1970-е годы работал его педагог Виктор Григорьевич Кульченко, который и вдохновил на создание спектакля.

МНЕНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В афише фестиваля было два омских спектакля: «Ботинок, Маша и прочие вещи» Центра современной драматургии и «Дон Жуан» Лицейского театра. Несмотря на то что над спектаклем ЦСД трудилась большая команда – автор пьесы Ирина Горбунова, постановщик главный режиссер ЦСД Ярослав Максименко и актер Алексей Горбунов, он получился набросочным, практически бессюжетным. Это скорее эскиз – как пьесы, так и спектакля. Да и длится он всего 30 минут.

Первая глава байроновского «Дон Жуана» стала основой спектакля Сергея Тимофеева. Главную роль исполнил молодой актер Иван Мельников. И на сцене мы увидели не только детство будущего сердцееда, историю его первого любовного опыта, но и историю непростых семейных взаимоотношений между родителями Дон Жуана, между ним и его властной матерью, между донной Юлией и ее супругом. Отношений, запутанных, как нити пряжи. Не зря же психологи всегда ищут корни человеческих проблем в семье!

Спектакль имеет серьезное подкрепление в лице художника Марины Шиповой и балетмейстера Ирины Горэ. Вместе с Иваном на сцене постоянно присутствует его партнерша Анастасия Поплевичева. И хотя ее линия чисто пластическая, это, конечно же, нарушение законов моноспектакля. Впрочем, спектакли, сыгранные по принципу «я, но пара», были не на одном фестивале, а сейчас их оказалось даже несколько. Чистоту жанра соблюсти удается не всегда и не всем, что говорит о его несомненной сложности.

На закрытии фестиваля члены экспертного совета (в него входили московский критик Павел Руднев, театровед, завлит Академического русского театра Республики Башкортостан (Уфа) Елена Попова и омский писатель, журналист, театральный критик Сергей Денисенко) по сложившейся традиции вручили каждому участнику индивидуальный диплом. Но было и два дополнительных. Как и в прошлом году, на фестивале работало зрительское жюри, которое отдало предпочтение Дмитрию Куклеву и спектаклю «Пара, но я». Также впервые было сформировано жюри из журналистов. Признаюсь, нам с коллегами, шеф-редактором ГТРК «Иртыш» Татьяной Суровой и корреспондентом Международного мультимедиацентра «Евразия сегодня» Андреем Курниковым, было нелегко сделать выбор. Но в конце концов свой диплом, который мы назвали «На первой полосе», единогласно присудили Александру Сорокину за спектакль «Один в океане».

Вообще палитра фестиваля была, как всегда, яркой и насыщенной. Театральные впечатления собирались, словно кубик Рубика, недаром он стал символом нынешнего фестиваля. И наверняка у каждого сложилась своя собственная картина.

Павел Руднев, член экспертного совета фестиваля «ЧАТ»:
– В этом году было больше историй, связанных с самостоятельностью артиста в процессе формирования замысла спектакля. Артисты выступают как драматурги, как люди, которые придумали историю от начала и до конца. Моноспектакль – это возможность для артиста быть гораздо более самостоятельным, нежели в повседневно-театральной действительности, где он зависит от прихоти главного режиссера. Там он не может сказать: «Я хочу это сыграть, а это не хочу». А в моноспектакле можно сказать: «Я хочу быть режиссером, хочу быть артистом, исполнителем, драматургом, художником». И это право на самостоятельность, как мне кажется, очень ценно.

ЦИФРЫ
На V Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» было подано 75 заявок из 42 городов России и зарубежья. В афишу вошло 12 спектаклей из 10 российских городов, которые были показаны в течение 6 дней (с 1 по 6 апреля). За предыдущие годы проведения фестиваля зрители увидели 41 постановку.

Эльвира Кадырова

«Омская муза», №56 / 28 июля 2023