Премьера спектакля «Король Лир» в Лицейском театре

В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Король Лир» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, написанной в 1605 году.

Новосибирский режиссер Юрий Митякин, приглашенный в театр для постановки «Лира», в Лицейском —  не новичок.  Два года назад на  сцене лицеистов  режиссер поставил другого «короля» по сказке Карло Гоцци –  «Короля — Оленя».  И вот новая работа – отчасти необычное прочтение старейшей шекспировской пьесы. Спектакль решен как скандинавская легенда. И это не Шекспир с вензелями, а более  суровая история. Время  викингов, эпоха скандинавского эпоса. По мнению режиссера, многие произведения Шекспира,  в том числе и «Король Лир»,  берут свои корни из скандинавских  легенд.

За литературную основу спектакля Юрий Митякин взял перевод Бориса Пастернака.  Немного отредактировал, сократил в некоторых местах и внес небольшие изменения. Например, строчка «Клянусь Юпитером!» заменена возгласом о скандинавских богах. Скандинавская стилистика просматривается и в оформлении спектакля.  Художник Марина Шипова при помощи деталей уводит историю Короля Лира от реалий времен Шекспира. Символика скандинавов в спектакле Лицейского театра присутствует во всем. Под скандинавский образ стилизованы костюмы: капюшоны, накидки, короны из ветвей. В качестве грима использована краска для лица. Шевелюре Лира придана благородная седина. Мужчины предстают с длинными волосами, что во времена викингов означало победу во всех войнах. Тела украшены татуировками, которые в IX веке – а именно в эту эпоху погружает своих героев режиссер — несли в себе определенный смысл. Обувь тоже разнообразна – сапоги, обмотки, а кто-то вышел на сцену и босиком.

Музыка играет большую роль в новом спектакле. Барабаны, этнические инструменты создают ритм, ведь у скандинавов все было подчинено темпу. Этим самым музыканты внесли свои «правки» в шекспировский текст, они написали иллюстративную музыку к спектаклю. Калачинская сканди-фолк группа Nytt Land известна во всём мире. Ее композиции Юрий Митякин обнаружил в интернете. Прислушался и понял: это то, что нужно. А вскоре ребята сами вышли на режиссера с предложением о сотрудничестве. Интересы совпали.

Исполнитель главной роли Короля Лира артист Алексей Осипов перевоплощается в своего героя не только внешне, но и внутренне. Он — старик. Неуравновешенный, взбалмошный, уверовавший в свою власть и непогрешимость. И это уже не король, а его тень. Все обязаны подчиняться и лелеять. И в первую очередь, дочери. Но, как известно, яблоко от яблони… И это логично. А как иначе могут относиться дети к отцу, который опускает пред ними портки? Две дочери Лира — Гонерилья (Наталья Виташевская) и Регана (Дарья Оклей) открыто издеваются над отцом, третья, Корделия (Анна Новоселова), обвиненная в неискренности, не перестает его любить и быть переданной.

Оклеветанный Эдгар (Евгений Хохлов) кричит про свою беду, в надежде, что граф Глостер, отец, его услышит. Но оба родителя – и Лир, и Глостер (Евгений Точилов) – остаются глухи и слепы до тех пор, пока не становится слишком поздно. Нет связи между отцами и детьми, есть духовная пропасть между ними.

Артист Иван Пермяков нашел в своем Эдмонде, незаконнорожденном сыне Глостера, какие-то крохи человечности. Его герой – это не стопроцентное воплощение зла, а сплетение одиночества и обид, приведшее к коварным поступкам. Его брат Эдгар — законнорожденный, оттого и успешный, и лишенный внутренних комплексов. В исполнении Евгения Хохлова он прост и доверчив.

Кент (Евгений Трубкин) был изгнан королем, но потом все-равно вернулся к нему. Главная его черта — правдивость, а главная фраза — «служить». Таков ответ Кента на вопрос Лира, чего он хочет. В этом вся суть Кента: служить, но не прислуживать.

Шут Фаризы Баткиной – то ли мужчина, то ли женщина. К образу часто обращаются, как к парню. В нем (или в ней) заключена та дьявольская правда, которую не хочет слышать Лир. И по сути, Шут — это внутренне состояние Лира на последнем этапе жизни.

Сценография спектакля отличается большим минимализмом, что на небольшой сцене Лицейского театра смотрится очень органично. В качестве декоративных элементов на сцене вывешены штандарты с символами скандинавских богов. Висящие сверху канаты — как петли, которые вот-вот дождутся своих жертв.  В постановке использованы табуреты, которые превращаются во что угодно – и в болотные островки, и в деревянные кандалы, и в величественный трон Короля Лира, и в плаху.

Спектакль «Король Лир» в постановке Юрия Митякина — стильный и атмосферный. Последняя сцена спектакля, в которой Лир остаётся со своими мёртвыми дочерьми, пронзительна и глубока по смыслу: страсти утихли, смерть примирила всех.

Маргарита Зиангирова

«Культура55», 27 июня 2023 г.

https://kultura55.ru/culturedetails/premera-spektaklya-korol-lir-v-liceyskom-teatre