Скандинавская сага о короле Лире

Драматический Лицейский театр замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Вчера побывали на премьере «Короля Лира» в постановке новосибирца Юрия Митякина. Жанр постановки обозначен как «трагическая легенда», а я бы даже назвала её сагой, тем более, что само это понятие идёт из истории скандинавских народов, а спектакль и отсылает нас к временам викингов.

Считается, что впервые история короля Лира появилась ещё в 12-м веке у валлийского монаха, который, вероятно, выдумал её, опираясь на фольклорные мотивы. Затем, уже в 16-м веке, стали появляться литературные интерпретации этой истории. Не прошёл мимо этого сюжета и Шекспир, сделав его бессмертным.

Юрий Митякин весьма бережно использовал перевод Пастернака, разве что, помещая происходящее во времена скандинавских язычников, заменил неизвестного им бога Юпитера на Одина. И в его интерпретации истории это, конечно, точнее, ведь и оформлен спектакль (художник — Марина Шипова) в сканди-стилистике: украшения на одеждах, татуировки, ленты, рунические письмена, — всё это погружает в мир «трагической легенды», а не исторического контекста. Как и музыка группы Nytt Land, известной любителям сканди-фолка во всём мире. И то, что всемирно известные музыканты из Калачинска (да-да!) сделали для этого спектакля — вовсе не «музыкальное сопровождение». Это способ создания мира героев.

Как и сценография спектакля. Она скупа, словно суровые времена викингов. К сканди-символике добавляются свисающие откуда-то из «верхнего мира» канаты, которые то помогают героям удержаться в бурях и ветрах жизни, то позволяют чуть ли не наизнанку вывернуться, то становятся путами. Есть ещё деревянные табуреты, которые превращаются во что угодно: и в королевский трон, и в земли королевства, и в кочки на болотах, и в колодки узника…

Интересен и актёрский ансамбль, где каждый — ещё и солист. Удивителен Алексей Осипов-Лир. Как этому молодому и крепкому человеку удаётся впасть (другого слова не подберу) в старческую немощь? Да, кое-какой грим, да, седина в волосах. Но тут не внешние, а внутренние перемены. Кажетя, прямо на наших глазах он даже иссушается, измученный своей судьбой. Но Осипов, похоже, понимая своего героя, не оправдывает его, а показывает как источник собственных бед. Особенно горька последняя сцена: здесь Лир скорбит не только о Корделии, но остаётся со всеми мёртвыми дочерьми.

Сопровождают Лира в его скитаниях граф Кент и шут. Если вначале Кент (Евгений Трубкин) взывает к голосу разума своего короля, решившего лишить Корделию наследства, то затем поддерживает его во время скитаний как некое мистическое существо: в неузнанном Лиром графе остаётся лишь оберегающий короля дух. Прекрасен шут (Фариза Баткина): его речи превращаются в камлания, сопровождаемые шаманским бубном, изукрашенным руническими знаками. Эти двое, конечно, тоже герои легенды, а не истории.

Очень хорош главный злодей, незаконный сын Глостера Эдмонд, (Иван Пермяков): невероятно пластичный, как само зло, выдающее себя за добродетель. Противоположен ему брат Эдгар (Егений Хохлов): его пластика пряма и открыта, потому что равна его простодушию. Граф Глостер (Евгений Точилов), как и Лир, обманувшийся в своих сыновьях, принимает свою слепоту словно расплату за слепоту сердца.

Все дочери Лира (вчера был состав Гонерилья – Наталья Виташевская, Регана – Дарья Оклей, Корделия — Анна Новосёлова) нордически суровы. Даже Корделии, пытающейся спасти отца, непросто проявлять нежность. Но за близостью внешних проявлений скрываются разные характеры, явленные не столько в словах, сколько в пластике, в паузах, в интонациях.

Премьера удалась! Остаётся пожелать спектаклю долгой интересной жизни. Уверена, что он будет пользоваться интересом зрителей. А как иначе? Это же Вильям наш Шекспир))

Елена Петрова

«ВОмске», 24 июня 2023 г.

http://vomske.ru/blogs/27401-skandinavskaya_saga_o_korole_lire/