Человек без кожи: на омском ЧАТе «ожила» Марина Цветаева

Третий день Всероссийского фестиваля моноспектаклей оказался пропитан поэзией.

В Омске продолжается фестиваль «Честное Актерское Творчество» — именно так расшифровывается «ЧАТ» в названии. Свои спектакли уже показали четыре театра: из Екатеринбурга, Омска, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. В третий фестивальный день, 3 апреля, в афише друг за другом оказались (случайно или нет) два спектакля с поэтическими интонациями.

Первым на сцену Лицейского театра вышел Брянский театр драмы им. А.К. Толстого с посвящением Марине Цветаевой «Роман с собственной душой».

— Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея, — такой описывала себя Цветаева в письме литературному критику Александру Бахраху. Точно такой же предстала выдающийся поэт Серебряного века в исполнении актрисы Кристины Корзниковой.

В оформлении сцены — огромные полотнища с портретами мужчин: Осип Мандельштам, Александр Блок, Пётр Эфрон, Константин Родзевич, Юрий Завадский, Абрам Вишняк. Возлюбленные Марины Цветаевой, которым она посвящала стихи и о которых идет речь в спектакле. Цветаева не делала тайн из своих влюбленностей, в ее груди бушевал огонь, который изливался в письма и стихи. Брянский театр показал страстную натуру, «иную», непохожую на других и не могущую жить по общим законам — искавшую и в печальном итоге нашедшую возможность не жить.

«Роман с собственной душой» (12+) — это авторская работа актрисы Кристины Корзниковой: она сама написала инсценировку, сама же выступила режиссером и играет этот спектакль на фестивалях (постановки нет в репертуаре Брянской драмы). Каждый спектакль для актрисы — это повышенное давление и огромный эмоциональный выплеск. Ведь каждый раз она выворачивает и часть собственной души.

— У нас с Цветаевой есть очень похожие переплетения в судьбе: за эти факты биографии ее укоряют и ругают. Сделать спектакль меня подтолкнула личная история, — поделилась Кристина. — Она не преступница: мы своим спектаклем ее не оправдываем — потому что ее не за что оправдывать, она женщина и она поэт, по определению Бродского — самый крупный поэт 20-го века. Мы жанр обозначили как «посвящение»: наш спектакль — это любовь к Цветаевой. 

Перевоплощение в Цветаеву оценил и омский зритель, который долго не хотел отпускать артистку со сцены. А первым с букетом на сцену поднялся Евгений Давыдовский — житель Брянска, который приехал в Омск специально для того, чтобы поддержать любимый театр.

Второй историей третьего фестивального дня стал «Дон Жуан» (16+) — моноспектакль молодого актера, недавно пришедшего в труппу Лицейского театра, Ивана Мельникова в постановке худрука лицеистов Сергея Тимофеева. Спектакль, в основу которого легла поэма Байрона, создатели охарактеризовали как «импровизация на свободную тему». Зрителю показали молодого и дерзкого поэта: он с юношеским восторгом делится своими стихами, в которых оживает плод его фантазии — его герой.

Артисты из разных уголков России продолжают делиться своим творчеством в «ЧАТе-2023». Сегодня — четвертый фестивальный день, и нас ждет комедия «Искусственное счастье» (16+) от Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной (Москва), а также фокус в одном действии «Счастливая Шарлотта» (18+) от Казанского ТЮЗа. Следите за событиями фестиваля на нашем сайте в рубрике «Культура».

Татьяна Попова

Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 4 апреля 2023

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/chelovek-bez-kozhi-na-omskom-chate-ozhila-marina-cvetaeva-foto/