«Мы все когда-нибудь теряли любимого». Новый спектакль фестиваля «ЧАТ»
На сцене Лицейского театра показали постановку «ЦСД Омск» — «Ботинок, Маша и прочие вещи».
2 апреля в рамках фестиваля «ЧАТ» на сцене Лицейского театра состоялся показ спектакля «Ботинок, Маша и прочие вещи» (16+) омского Центра современной драматургии. Режиссёром спектакля выступил Ярослав Максименко, главную и единственную роль исполнил актёр Театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Алексей Горбунов, пьесу написала его супруга — Ирина Горбунова.
Мы видим героя, который рассказывает нам историю потерянной любви. И в этой истории полно волшебства, уже как минимум потому, что она оживляет вещи и подключает их к повествованию: в руках актёра и ботинки начинают говорить. Жанр спектакля заявлен как «исповедь с двух ракурсов», Алексей объясняет, что это разговор от лица героя и от лица предметов — свидетелей человеческой судьбы.
Впрочем, некоторым зрителям показалось, что ракурс остался неизменным: вещи вторили своему хозяину и порой дублировали его рассказ. Совершенно иной точкой зрения мог бы стать монолог той самой потерянной возлюбленной, но ведь это моноспектакль, а значит, говорит один человек.
Ирина Горбунова рассказала нам, как родилась пьеса.
— У Лёши в телефоне была его личная наработка, небольшой абзац, который мы слышим в самом начале спектакля, где он говорит о том, что у него порвался ботинок. Я взяла этот абзац за старт и развила историю дальше, добавив туда другие вещи, другие предметы, с которыми Алексей работает. Это было пожелание Ярослава Максименко, чтобы он работал с предметами, потому что не использовать его опыт актёра-кукольника было бы грешно. А истории где-то мои из детства, где-то я расспрашивала Лёшу, например, мне пришла идея взять тему писем, и я спрашивала, кому он писал письма, как это происходило. Всё взято из жизни, например, открытка «Курлык», про которую рассказывает герой, висит у нас дома, к двери железной приклеилась языком я в 12 лет, к горке — моя мама. С миру по нитке собирали. И выстраивала я героя инфантильного, страдающего от несчастной любви. Конечно, это не Лёша, у них общего ничего нет, кроме воспоминаний из детства, которые попали в пьесу. Это совсем другой персонаж, который когда-то ошибся и позволил себе потерять любимую женщину. Мы не говорим, каким образом, для того чтобы у зрителя была сопричастность. Мы все когда-то теряли любимого человека из-за своих ошибок, и у всех разные истории.
Зритель спровоцирован на эмоции ещё до начала просмотра. Само название интригует и режет слух: «Ботинок, Маша и прочие вещи». Мы понимаем, что некая Маша кем-то обижена, она как бы «овеществляется», приравнивается к ботинку. И только во время просмотра мы понимаем, Маша ушла из жизни героя в прошлое, память о ней спряталась в вещах, и требует серьёзного «перетряхивания». Вещи же, наоборот, одухотворяются, становятся живыми, и у каждой из них свой появляется голос, свой характер. Алексей умело жонглирует их внезапной индивидуальностью: опыт актёра-кукольника даёт о себе знать.
Характер самого героя вызывает противоречивые чувства, с одной стороны, он уже не наивный мальчик, он многое осознал, с другой — мы слышим слегка инфантильные нотки, историю совсем «зелёного» парня, по сути, подростка: история отношений с Машей берёт своё начало ещё в школьных годах героя. Проговаривая вслух свои чувства в попытке осознать утрату, он стремится понять себя, простить обоих и отпустить ситуацию. Может, это трогательный, пронзительный текст-прощание, который способен вызвать в памяти зрителя историю его первой любви.
Вся история уместилась в 35 минут, её очень легко смотреть. Интересна манера актёрской игры: плавная, без резкости. Впрочем, в пьесе тоже нет драматических виражей, она проста для восприятия. И техника Алексея усиливает содержание. Член жюри фестиваля Павел Руднев отметил, что это очень актуально, так как современный театр как раз не желает кричать, быть плакатным, лозунговым. Алексей порой ведёт себя как интроверт, он погружается вглубь себя, но так как он играет современного молодого человека, которым такой уход в принципе свойственен, — это выглядит очень гармонично. А юмор, аккуратно и с любовью «зашитый» в пьесу, в актёрской интерпретации неулыбчивого Алексея неизменно вызывает смех.
Анна Воробьёва
«ОмскЗдесь», 3 апреля 2023