Пятый, юбилейный. «ЧАТ» открылся пронзительной работой Антона Зольникова

Придуманный, организованный и проводимый Лицейским театром вот уже в пятый раз фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» расшифровывается как «Честное Актёрское Творчество». Почему? Да потому, что моноспектакль – это один на один со зрительным залом, где нет партнёров, которые в сложной ситуации помогут или «спрячут» твои промахи.

Потому так сложно создавать моноспектакль, ведь один актёр – это, как правило, несколько персонажей, а перевоплощаться в считанные секунды дано далеко не всем.

Театральная известность

Но омский «ЧАТ» уже пятый, и заявок на него с каждым годом поступает всё больше и больше! В этом году их было 75 из 42-х городов! В итоге в программу вошли 12 спектаклей, которые будут показаны за шесть дней.

Спектакли обсуждают (не оценивают) сразу три разных жюри: профессиональное, зрительское и журналистское. Кроме того, после каждого спектакля нынче проводится открытое обсуждение, на которое может остаться любой зритель, чтобы высказать своё мнение.  И хоть фестиваль не конкурсный, то есть каждый актёр получает всего лишь планкетку-подтверждение с благодарностью за участие в «ЧАТе», за место в нём буквально борются. А это значит, что он уже вошёл в театральную афишу России.

Самый первый «ЧАТ» открывал актёр Свердловского академического театра драмы Антон Зольников. Тогда омский зритель увидел и надолго запомнил постановку «Хомо чудикус» (12+) — чудиков из рассказов Шукшина. И вот юбилейный пятый «ЧАТ» – и вновь на малой сцене Омского академического театра драмы Антон Зольников со спектаклем по рассказу Лескова «Человек на часах» (16+).

Сложно вообще представить, как можно перенести на сцену прозу, в которой и действия-то почти не происходит: стоит караульный на часах, имея строгий приказ ни при каких событиях свою будку не покидать, ибо охраняет не абы что, а дворец самого Государя; при этом часовой слышит, как в Неве  кто-то тонет и зовёт на помощь. Несчастный солдат, зная, что его отдадут под суд и, может быть, даже расстреляют, всё-таки выбирает спасение чужой жизни ценой, быть может, своей собственной.

Искали и нашли

«Мы с В. А. Кравцевым достаточно долгое время искали автора, — признался актёр. – Мы делаем не первый спектакль: у нас есть моноспектакль по Чехову, есть по Шукшину. Искали ещё, и я предложил Лескова. Мы месяца два работали над другим рассказом, это была «Железная воля», но мы никак не могли найти сценические средства, чтобы раскрыть эту прозу Лескова — очень сложную, многослойную. В какой-то момент я принёс «Человека на часах», и буквально в течение дня режиссёр понял, как это будет выглядеть на сцене».

Как выразительно это поставлено на сцене режиссёром (он же и художник) Владимиром Кравцевым! Как безупречно тонко, чисто и честно это сыграно Антоном Зольниковым! Великолепен каждый из его персонажей, которому придаётся то характерная внешняя черта, то «выраженьице», то символ… В общем, это надо было видеть (кстати, спектакль репертуарный, идёт на Малой сцене Свердловской драмы и заслуживает, чтобы его непременно посмотрели, как говорится, и стар, и млад). «Задал высокую планку всему фестивалю», — очень точно сказал омский критик Сергей Денисенко.

После спектакля в разговоре с журналистами Антон Зольников рассказал, что все три его моноспектакля входят в репертуар театра и идут на Малой сцене. А поставлены они в рамках проекта «Опыты», когда любой артист может заявиться и сделать то, что ему близко (в омских театрах тоже есть такой опыт, и многие репертуарные спектакли вышли из подобных проектов).

«Зритель, мне кажется, очень соскучился по такому общению, когда актёр находится близко и он может прямо в глаза что-то сказать, поделиться. Поэтому моноспектакли нужны зрителю», — заключил Антон Зольников.

Ольга Коробова

Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 2 апреля 2023

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/pyatyy_yubileynyy_chat_otkrylsya_pronzitelnoy_rabotoy_antona_zolnikova