Исповедальная беседа Антона Зольникова — спектакль о выборе между долгом и человеческой жизнью

«ЧАТ» покажет спектакль Свердловского академического театра драмы «Человек на часах».

В рамках V Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» мы запустили спецпроект, в котором рассказываем, чем будут удивлять Омск театры из других городов.

Какой выбор сделать «маленькому человеку» — исполнить свой долг, велящий стоять на страже императора, или спасти человеческую жизнь? Что делать, если тебя наказали — озлобиться на мир или простить обидчиков и возблагодарить Бога? О спектакле, поднимающем важные вопросы, мы поговорили с Антоном Зольниковым, исполнителем роли Постникова в спектакле «Человек на часах».

— Антон, расскажите немного про философию вашего театра.

— Могу рассказать про проект, который существует у нас в театре и в рамках которого родился спектакль. Он называется «Опыты». Театр предоставляет для реализации проекта свободную площадку, свет, звук, оформляет спектакли наш главный художник. Этот проект создан для того, чтобы актёр мог как-то проявить себя помимо текущего репертуара театра.

— Как вы считаете, актуальна ли сейчас такая форма? Моноспектакли не насыщены декорациями, в них нет динамики, диалогов. В чём их магия?

— Я считаю, что моноспектакли сейчас очень актуальны. Эта форма предполагает непосредственное общение со зрителем, доверительную и даже в чём-то исповедальную беседу, когда мы в небольшом пространстве можем обратиться к сидящему недалеко от артиста человеку, актёр разговаривает с ним, в моноспектакле партнёром становится зритель. И мы стараемся выйти на какой-то важный, нужный диалог, на волнующие нас темы. Мне кажется, это всегда интересно, когда артист ничем не прикрыт, есть он, есть тема, о которой он хочет говорить со зрителем, и есть зритель. И вот происходит (или не происходит) контакт.

— Как выбрать литературную базу для моноспектакля?

— Это уже мой третий моноспектакль, я понимаю, что в данной форме актёру главное проявиться как художнику. Есть пьесы, в которых автор тебе диктует темы, которые ему важны, а когда ты делаешь моноспектакль, нужно идти больше от себя, от своего желания, от того, что ты хочешь сказать зрителю, о чём ты просто не можешь ему не сказать. Здесь важно высказаться как личность, как художник. Поэтому при выборе материала важно, чтобы он тебя максимально будоражил, тревожил, зажигал, чтобы тебе хотелось говорить на эту тему. И плюс, когда ты формируешь моноспектакль, делаешь инсценировку, ты как бы пишешь для себя идеальную роль, я утрирую, конечно, но суть в том, что ты являешься и драматургом. Я никогда не брал пьесы, написанные для моноспектакля, я всегда брал литературный материал и делал композицию, перерабатывал её, писал под своё видение, под свои возможности и желания.

— Расскажите о вашем спектакле. О чём он?

— Мы взяли за основу рассказ Николая Лескова «Человек на часах». Но у нас текст Лескова изменён, то есть это интерпретация рассказа. Спектакль о выборе между тем, что человек, стоящий на посту и давший присягу, обязан делать, и человеческой жизнью, которая пропадает, гибнет в проруби. Выбор, который делает солдат, несмотря на то, что он нарушает устав, несмотря на то, что за этот поступок он может лишиться жизни, это выбор между долгом и человеческим естеством, спасением человеческой жизни. Самое главное в этом рассказе — это то, что человек, несмотря на все препятствия, весь ужас, который ему может грозить, совершает выбор в пользу спасения человеческой жизни. Когда мы с режиссёром работали над этим материалом, мы сами задавались вопросом, а как бы мы поступили в данной ситуации. И я не знаю ответа, это сложный выбор.

— Как пришла идея спектакля?

— Нам с режиссёром Владимиром Кравцевым давно был интересен Николай Лесков. Владимир, кстати, — наш главный художник. Мы стали выбирать материал и долгое время работали совершенно над другим рассказом, и у нас никак не получалось найти какое-то адекватное решение, найти театральные средства для того, чтобы эту историю рассказать, чтобы передать сложность, многослойность прозы Лескова. Это классная литература, но нужно найти с помощью чего её выразить на сцене. Месяца два мы ломали голову, как это сделать, и в какой-то момент я просто принёс Владимиру рассказ «Человек на часах», он сказал, что прочтёт его. Это было днём, и вечером он звонит мне и говорит: «Значит будет так: на сцене будет прорубь…». В общем, всё сошлось. Мы взяли этот материал, тут же заработала фантазия, мы смогли найти ответы на вопросы, как это сделать, дальше всё это развивалось, но зерно, которое можно обрабатывать, было изначально.

— Близок ли вам ваш герой? Что вы делали, чтобы вжиться в роль?

— Конечно, близок, иначе бы я не брал этот материал. Когда мы над ним работали, я всей душой сопереживал этому человеку и восхищался его духовной силой, высотой, смелостью его поступка. Повторюсь, если примерить на себя, я не знаю, смог бы я бросить пост. Он ведь находится в ситуации, когда за спиной императорский дворец, он буквально охраняет императора, но в проруби на его глазах тонет человек, вот простота этой коллизии. Он не очернил своё сердце злобой или обидой после того, как его наказали за, по сути, геройский поступок — спасение человека. Наоборот, он благодарил Бога за то, что наказали его легко, ведь за такой проступок он мог лишиться жизни, а ему дали «только» 200 розог. Он понимает, в каком мире он живёт. В спектакле есть такая фраза: «С креста не сходят, с креста снимают». Мы живём в такое время, сколько уже тысяч лет, когда ты совершаешь что-то хорошее, не жди, что ты будешь купаться в славе, очень вероятно, что тебя распнут и потом именно снимут с креста. И Постников всё это понимает, никого не винит и благодарит Бога, поэтому он, конечно, вызывает уважение.

Это очень долгий, и мучительный, и приятный процесс, когда рождается роль, рождается спектакль. В какой-то момент кажется, что это вообще невозможно, что нет абсолютно сил, что всё напрасно. Но находишь силы преодолеть эту слабость. Спектакль вышел больше двух лет назад в феврале, и перед этим на крещенские морозы я ездил и окунался в прорубь на озере Шарташ, чтобы на своей шкуре почувствовать, что это такое.

— С какими мыслями и/или чувствами вы бы хотели, чтобы вышел зритель после спектакля?

— Для меня главное, чтобы он попытался себя поставить на место Постникова, попытался примерить на себя его выбор. Мне важно, чтобы он пережил то, что пережили мы с режиссёром, когда разбирали и делали этот материал, когда заразились им.

— Вы долго жили и работали в Омске. Каким вам видится город, в том числе театральный Омск?

— Омск — это мой самый первый город в плане профессии. Я приехал туда после института. Для меня это очень важный город. Я работал в театре «Галёрка», потом в «Пятом театре». Омск я очень люблю, он очень театральный, там замечательная публика, замечательная театральная культура у зрителя. Этот город всегда насыщен разными театральными проявлениями, здесь яркая, интересная театральная жизнь. Очень классные, мощные актёры, очень интересные приезжают режиссёры. Омск мне очень близок.

— Фестиваль не конкурсный. Победителя не будет. Что вас тем не менее подвигло на участие в нём?

— Это неважно, есть награда или нет, самое главное, что я вновь побываю в Омске, надеюсь, что увижу своих друзей, знакомых, мы пообщаемся, хоть немножко, но успеем. Любой приезд в Омск для меня — это большой праздник.

Анна Воробьёва

«ОмскЗдесь», 31 марта 2023

https://omskzdes.ru/culture/81060.html