«Мама, я больше не буду!». В Лицейском театре — первая премьера сезона

Не успел Лицейский открыть сезон, как буквально через неделю преподнёс зрителям премьеру — «Семейные истории».

Типичный двор и детские игры

Пьесу «Семейные истории» (с подзаголовком «МамаПапаСынСобака») написала известный сербский драматург Биляна Срблянович в 1997 году, когда она ещё жила в родном Белграде.

В Омске поставил её Алексей Осипов — актёр Лицейского и уже практически дипломированный режиссёр (в этом году оканчивает знаменитую «Щуку»).

Действие пьесы происходит во дворе, где, как понятно из описания (старые покрышки, провалившийся асфальт, перерытые газоны), живут небогатые люди. Родители, вероятно, на работе, а дети в них играют. Причём весьма похоже — «папа» (12-летий Воин, роль исполняет Валентин Рудяк) постоянно читает экономические журналы, «мама» (сестра Воина, 11-летняя Милена, исполняет Дарья Мегдан) бесконечно варит еду (в перерывах красит ногти и время от времени восклицает, что все воры и лгуны).

Их то «сын», то «дочь» — 10-летний Андрия (Маис Керимов) слушает музыку, танцует, играет в мяч и постоянно получает оплеухи от «папы», который вдалбливает жизненное кредо: никому никогда не говори правду. «Голову в песок, а задницу к стенке», — проповедует Воин. Понятно, что именно это он постоянно слышит от своего отца, и потому в роли главы семейства этой же фразой наставляет «сына».

Видно, что «семейка» так живёт каждый день — троица сыграна; кто, что и в какой момент скажет — тоже понятно. Но вот в их дворе появляется девочка Надя (Светлана Позднякова) — у неё сильный нервный тик, она практически не говорит. «Мама» тут же решает, что это её собака, и привязывает её скакалкой (надо сказать, Алексей Осипов во многом смягчил оригинал — в пьесе эти никогда не видевшие добра дети садят Надю на цепь). «Собаку» бьют, пинают, не дают ей не только есть, но даже пить. А она покорно всё сносит до тех пор, пока вдруг не остаётся наедине с Андрия — и между ними, кажется, начинает зарождаться дружба, но тут появляются «родители»…

Крик души

В финале спектакля Надя, всё время молчавшая, вдруг заговорила — нет, закричала, обращаясь, видимо, к своей умершей матери (которая эпизодически присутствует на сцене в виде Ольги Урлаповой или Ольги Симоновой): «Мама, я больше никогда не буду!» И перечисляет все «прегрешения» из серии «с грязными руками за стол» и «плевать в суп», заканчивая не по-детски страшным: «Я не буду взрослеть, выходить замуж и иметь детей». И так-то очень жёсткая и даже жестокая история заставляет зрителей как минимум вздрогнуть, а кого-то и заплакать…

Повторимся: режиссёр смягчил пьесу, а финал и вовсе переработал. У Срблянович «сын» чуть ли не с десяток раз убивает «родителей», а в финале это делает и Надежда. У Алексея Осипова всё более человечно, и это как раз повод посмотреть спектакль тем, кто читал «Семейные истории» или видел их в другой постановке.

Кстати, сам Алексей именно так и увлёкся этой пьесой — увидев в записи спектакль «Современника».

«После этого мне захотелось прочитать пьесу, сравнить её со спектаклем. Пьеса меня потрясла ещё больше, чем спектакль, она во мне засела, и я с этим жил больше пяти лет, — рассказал режиссёр. — Была мечта поработать с ней, поставить, и подвернулась такая возможность: театр «Студия» Любови Ермолаевой» проводил фестиваль-лабораторию современной драматургии. Я подумал: вот настал тот час, когда эта пьеса имеет право возникнуть, и предложил этот материал. Театр одобрил эту работу, и мы приступили к эскизу. Он состоялся на сцене театра Ермолаевой, но потом благодаря худруку и директору Лицейского театра появился и на нашей сцене».

Надо ставить

Художественный руководитель Лицейского Сергей Тимофеев подтвердил слова режиссёра:

«После эскиза глупо не принимать спектакль, так как там уже есть и актёрская, и режиссёрская работа, она была замечательной, и эскиз имел все права на то, чтобы стать спектаклем Лицейского театра, — рассказал худрук. — Нельзя проходить мимо острых социальных вопросов в этом мире, нельзя проходить мимо неблагополучных людей. Если мы не будем обращать на это внимание, мы можем оказаться в очень плохом будущем. Поэтому этот спектакль и появился. И здорово, что режиссёр нашёл яркую художественную форму для выражения этих остросоциальных идей».

 

Ольга Коробова

«Аргументы и Факты» в Омске, №42 / 19 октября 2022

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/mama_ya_bolshe_ne_budu_v_liceyskom_teatre_-_pervaya_premera_sezona