«Капитана Америку нашли в Лицейском театре». Как омичи снимали фильм про будущее в космосе
Бэкстейдж-фото, подробности со съёмочной площадки и предыстория создания: как в Омске сделали фильм, который стал частью музея истории космонавтики.
Сегодня, 17 сентября, Россия празднует 165-летие со дня рождения Константина Циолковского – основоположника теоретической космонавтики, выдающегося ученого и мыслителя, который внес огромный вклад в развитие науки.
А пять лет назад свой вклад в популяризацию идей космонавтики внесли омичи. Именно в Омске проходили съёмки короткометражного фильма в декорациях будущего – фильм-экскурсия по Солнечной системе рассказывает о планете Земля через 200 лет, когда идеи Циолковского об освоении человеком космического пространства воплотились в реальность.
Фильм снимался специально по заказу Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского для нового здания. Новое здание открылось в 2021 году к 60-летнему юбилею первого полета человека в космос.
– Внутри здания у нас есть научно-приключенческий комплекс. Именно там посетители вначале смотрят этот фильм, погружаясь в атмосферу будущего, а потом посещают 5D-кабины, где совершают виртуальные полеты на Луну, – рассказала Людмила Жданова, заведующая информационно-коммуникативным отделом музея истории космонавтики (г. Калуга).
Разработчиком всего проекта, идеи и концепции фильма выступил Sitronics KT из Санкт-Петербурга. Продюсер и режиссёр компании переехали в Петербург из Омска, они и привлекли к съёмкам актёров из нашего города. Команда сделала фильм «из будущего» в рекордно короткие сроки.
В главной роли снялась любимица омских театралов, ведущая актриса Омского академического театра драмы Анна Ходюн, подростков из будущего сыграли ребята Первой студии и клуба Лицейского театра.
Режиссер и сценарист фильма – Юлия Черникова, которая сегодня живет в Петербурге, но омские телезрители могут помнить ее авторские ТВ-проекты.
– Съемки проходили в Омске в начале июня — это была совершенно потрясающая, сумасшедшая неделя. Но готовиться мы начали сильно заранее, примерно за полгода до съемок, – вспоминает режиссер Юлия Черникова. – Сложнее всего давался сценарий: нам нужно было облечь в игровую развлекательную форму очень сложную, энциклопедического толка информацию. И я придумала персонаж Анны Ходюн — этакого футуристического экскурсовода. Мы называли ее Звездной дамой. Забегая вперед скажу, что Анна справилась с задачей блестяще — она выучила наизусть страницы сложного научного текста и ни разу не ошиблась на съемке. При этом работала всю смену в жарком павильоне в корсете и обтянутая латексной кожей. Анна мой герой! Но вернемся к персонажам. Когда мы рисовали эскизы костюмов и придумывали характеры, мы каждому дали прозвище. У нас был Капитан Америка, Красавица, Очкарик, Тихоня и Васечкин. Каково же было наше удивление, когда к нам на кастинг пришли… наши герои! Был и Америка (Тимур Мулин), и Васечкин (Леша Коренько), и Красавица (Аня Весна) — попадание было стопроцентным! Ребята из Лицейского театра оказались копиями своих концепт-эскизов. Это первое удивительное совпадение.
Анна Ходюн в фильме появилась сразу – по словам продюсера Альберта Архипова, никого другого в этой роли больше не рассматривали. А вот с детьми будущего пришлось сложнее: второй режиссер, исполнительный продюсер и кастинг-директор в одном лице Елена Канаева пересмотрела много подростков – до тех пор, пока случайно не оказалась в Лицейском театре.
– Я считаю, что нам повезло, потому что Лена, находясь в Омске, проводила несколько кастингов, и очень удачно зашла в Лицейский театр, где в буквальном смысле наткнулась на целый коллектив, уже сложившийся, подходивший нам по всем параметрам – по возрасту, по внешним данным, – говорит продюсер. – Ребята оказались сыгранные, очень непосредственные, и это помогало на съемках, потому что они вели себя раскрепощенно, что свойственно подросткам, очень легко им давалась работа под прицелом камер. Конечно, в связи с этим дисциплина немножко хромала: когда дети друг друга знают не очень хорошо, это их немножко сдерживает – а тут они себя не сдерживали и порой дурачились. Приходилось иногда осаживать.
Костюмы для персонажей в фильме отличаются от концепт-арта: персонажей на этапе предварительной подготовки проекта рисовал петербургский художник, а ближе к дате съемок омский дизайнер Ирина Бумагина придумала новую одежду для людей будущего. Как говорит режиссер, Ирина проделала огромную работу, причем общалась с постановочной группой дистанционно.
– Второе удивительное совпадение я осознала уже после съемок, когда гуляла по городу перед отъездом, – продолжает вспоминать режиссер Юлия Черникова. – Шаттл, в котором путешествуют наши герои — да это же знаменитый Омский шар на площади Бухгольца! А ведь концепт рисовал питерский художник, который никогда в Омске не был и никаких шаров не видел. Вот такие чудеса.
Интерьер космического шаттла в натуральную величину создавали омские художники-бутафоры. Для работы нужно было большое пространство, поэтому пришлось арендовать помещение завода.
– Декорации мы вырезали из пенопласта. Все вырезали, склеили, отполировали, залакировали, панели круглого стола покрасили зеленой краской – сделали хромакей, чтобы была возможность добавить компьютерную графику: вирутальными кнопками занимались диджитал-художники, – вспоминает один из участников процесса, художник-бутафор Омского ТЮЗа Евгений Ломов. – Собрали наш шаттл… а потом разрезали на части. Потому что по-другому транспортировать эти огромные декорации в съемочный павильон было невозможно. Там мы все склеили заново, по краю дверей вмонтировали светодиоды, а в окне натянули хромакей из ткани.
– До начала съемок фильма с большим количеством компьютерной графики обязательно нужно сделать превиз – предварительную визуализацию. Сюда входит раскадровка, аниматик, анимация виртуальной камеры в 3D пространстве, – рассказал продюсер фильма Альберт Архипов. – Этот превиз отчасти демонстрирует суть той большой подготовительной работы, благодаря которой нам удалось свести к минимуму временные потери при перестановках и снять весь объем всего за три с половиной дня. Такая подготовительная работа очень помогла режиссеру в постановке задач всем участникам процесса.
Космические съемки проходили в Омске в 2017 году, но и сегодня можно увидеть наших земляков в межоблачном пространстве – если побывать в Калуге и посетить музей истории космонавтики.
– Пользуясь возможностью, хочу передать огромную благодарность всем участникам этого безумного проекта, – говорит режиссер Юлия Черникова. – Спасибо, что работали с такой отдачей! Спасибо за синергию! Это был настоящий космос, скучаю по нему.
Татьяна Попова
Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 18 сентября 2022
https://omskgazzeta.ru/all-news/kak-omichi-snimali-film-pro-budushhee/