Кафка и Гроссман: фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» рассказал зрителю о выборе между светом и тьмой
Две постановки, показанные в последний день фестиваля моноспектаклей «ЧАТ», удивительным образом зарифмовались. Но не потому, что обе представлены московскими театрами, а потому, что с разных сторон исследуют одну тему.
«Театр Историй» показал монодраму Зиновия Сагалова «Не верьте господину Кафке» (16+). Грета, сестра Грегора Замзы, пишет письмо прокурору, в котором обвиняет странного господина Кафку, постояльца своего отеля, в гибели брата: это он превратил брата в жука, грызущего деревянные сваи, на которых стоит дом; это из-за него на Грету ополчились остальные постояльцы, которым противно соседство с жуком; это из-за него она вынуждена публично, на глазах у постояльцев, уничтожить гадкого жука. Омичи увидели парафраз рассказа Кафки «Превращение» про коммивояжёра Грегора Замзу, который по непонятной причине превратившись в жука, из кормильца семьи превращается в её обузу.
Зиновий Сагалов, правда, в отличие от Кафки, даёт предысторию Грегора: Грета (Евгения Крюкова) рассказывает об уже умерших родителях, о том, что Грегор во время войны случайно пострадал от газовой атаки, которую немецкая армия направляла «на французиков», о том, как сумела после смерти родителей превратить родительский дом в отель, как по её протекции Грегор получил работу коммивояжёра. Сильная женщина! И всё-то у неё правильно, всё — для пользы дела! Но в спектакле режиссёра Карины Календаревой превращение происходит именно с ней, Гретой.
Евгения Крюкова очень точно — где-то мимически, где-то через паузу, где-то пластически — показывает, как в обычном, вроде бы, человеке вдруг проглядывает чёрная бездна; и в конце концов эта тьма подчиняет себе Грету, поэтому и становится возможной публичная казнь «жука», а по сути — родного брата; поэтому с наслаждением пишется донос на странного Кафку, вина которого ещё и в том, что он — еврей и никакой не Франц, а Аншел…
А ведь в Германии ещё не наступили времена фашизма. Но именно из-за таких превращений они станут возможны. В финале нам напоминают: Кафка умер от туберкулёза в 1924 году, а вот его сёстры погибли в концентрационных лагерях и в еврейском гетто…
Театр «Эрмитаж» в спектакле Николая Шейко «Последнее письмо» (16+) представил главу из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»: это письмо матери сыну, написанное в еврейском гетто. Рассказ о том, как менялось отношение окружающих к ней, местному врачу, когда оккупировавшие город фашисты объявили евреев вне закона. Как это обстоятельство стало «проявителем» и худшего, и лучшего в людях: всегда доброжелательная соседка выселила её из комнаты в кладовку, а человек, которого она считала чёрствым, поддерживал даже в гетто, через него она и смогла передать письмо сыну. Как сама она, человек русской культуры, осознала вдруг свою инаковость…
Героиня Александры Ислентьевой — словно ангел, излучающий свет любви. Даже о неблаговидных поступках окружающих говорит без осуждения, скорее, с пониманием. Она приняла свою судьбу без озлобления, и это удерживает её на стороне света.
Два очень разных и одинаково важных спектакля, обращённых к каждому лично. Ведь выбор, на какой быть стороне — света или тьмы — каждый делает сам…
Елена Петрова
http://omskregion.info/news/107144-kafka_i_grossman_festival_monospektakley_chat_rass/
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», 7 апреля 2022