У каждого своя дорога / Омский драматический Лицейский театр
В прославленных стенах Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной в конце ноября артисты Омского драматического Лицейского театра сыграли «Каштанку» по мотивам рассказа А.П. Чехова. Встреча состоялась благодаря творческому проекту «Театральная провинция» и познакомила с одним из уникальных российских коллективов, который был создан в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66 как образовательная студия, но очень скоро получил профессиональный статус и стал первым в нашей стране муниципальным лицейским театром. Он и по сей день остается единственным, причем не только в российском, но и в европейском театральном пространстве.
Формулируя главную идею Лицейского, его основатель и первый руководитель Вадим Решетников подчеркивал, что задача не в подготовке кадров для театральных учебных заведений, и в данном случае театр выступает не как цель, а как средство — к познанию самих себя и окружающего мира. Прошло почти 30 лет, из этих стен вышло немало талантливых молодых людей, которые успешно окончили театральные вузы и теперь служат в крупных театрах, в том числе и в Москве. И собственная труппа Лицейского успешно работает в самых разных жанрах — драме, комедии, трагифарсе, в музыкальных спектаклях и детских сказках, а награды всероссийских и международных фестивалей, гастрольные поездки в Швейцарию, Италию, Францию, Польшу говорят о наполненной и успешной творческой жизни. Но главное, у лицеистов все так же сильна тяга к познанию и эксперименту, о чем много лет назад говорил Вадим Станиславович Решетников, руководивший театром до 2007 года, а правильнее сказать, до своих последних дней. Сезон 2021-2022 в Лицейском театре проходит под знаком 80-летия Решетникова, и так совпало, что спектакль в Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной гости из Омска играли в день его рождения — 23 ноября.
«Каштанка» появилась в репертуаре в 2018-м и сразу принесла театру награды на Омском областном конкурсе-фестивале, а через год дипломы лауреатов за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Каштанка) на Международном фестивале «Русская классика» в Лобне. Рассказ о рыжей собаке, случайно оказавшейся в цирковой труппе, считается одним из самых популярных литературных произведений для детей, и многие поколения выросли на нем. При этом чеховский текст открыт и многогранен, в нем соединились радость, печаль, недосказанность, что дает широкие возможности для прочтения и трактовок.
Режиссер и сегодняшний руководитель Лицейского театра Сергей Тимофеев назвал свою постановку «фантазией на тему». Не нарушая общей фабулы «Каштанки», автор инсценировки Валерий Степанов (Мамонтов) развивает и укрупняет тему подлинного служения искусству. Она вбирает в себя многое — рождение замыслов, репетиции до седьмого пота, волнение перед выходом на сцену и ни с чем не сравнимое счастье от зрительского успеха. И еще атмосферу актерского братства — не важно, циркового или театрального, с его негласными внутренними законами, духом конкуренции и сплоченностью. В этот круг попадает Каштанка, получает сценический псевдоним Тётка и погружается в абсолютно незнакомую жизнь. Особенность артистического мира подчеркивает и удачное музыкальное оформление, соединяющее произведения известного российского композитора и балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского и актера Лицейского театра Игоря Коротаева.
Закулисье и цирковая арена неразделимы в сценографическом решении художника-постановщика Марины Шиповой и пронизаны светом. Подрагивает пламя свечи в одну из бессонных ночей Клоуна; желтый глаз уличного фонаря выхватывает из темноты испуганную собаку и наполняет теплом ее встречу с незнакомцем; в лучах софитов соединяется восторг публики и артистов; вспыхивают волшебные огоньки в снах Каштанки. В отдельные моменты спектакля появляются забавные перчаточные куклы, обозначающие животных-циркачей, и возникает атмосфера площадного театра с его простыми сюжетами, открытыми приемами игры, импровизацией. Но это только небольшой штрих, потому что актеры, лишь слегка имитируя повадки братьев наших меньших, наделяют персонажей особыми характерами, выстраивают линии их судьбы.
Кот Федор Тимофеевич у пластичного Евгения Трубкина — явный лидер в труппе, внимательный наблюдатель, насмешливый собеседник. Цирковая жизнь стала его плотью и кровью, потому что связан с ней с самого рождения. В фантазиях на тему «Каштанки» Федора Тимофеевича принесли за кулисы в бумажном кульке, и будущего артиста выкормила дрессированная обезьяна. Свинья Хавронья Ивановна в спектакле превращается в начинающего циркача Хаврона, и у Алексея Осипова он получился очень трогательным. Гусь Иван Иваныч в ироничном исполнении Игоря Коротаева, вопреки чеховской характеристике, образец выдержки и спокойствия. В напряженные моменты он медитирует и всегда находит повод подчеркнуть, что именно его далекие предки спасли Рим. Азартная Наталья Коротаева наделяет свою Каштанку детской искренностью и доверчивостью. Ее героиня легко постигает актерское ремесло и с удивлением обнаруживает в себе немалые таланты. За короткое время ей предстоит узнать, что такое актерское счастье и как больно терять друзей.
И все же главной фигурой этого сюжета становится Клоун Евгения Точилова — истинный демиург, который создает праздник, объединяет таких разных артистов, помогает им поверить в себя, делит с ними поровну победы и неудачи. Рядом немногословная и сдержанная Марья Дарьи Мегдан — подруга, верная помощница, яркая клоунесса. Их жизнь состоит из бессонных ночей, изматывающих репетиций, максимальной собранности перед выходом к «почтеннейшей публике», и они точно знают свое предназначение.
В финале Каштанке снится сон, где она предстает настоящей звездой, и это можно прочитать как знак ее блестящего будущего на подмостках. Но сцена для нее просто игра, случай, и новоявленная артистка Тётка готова без малейшего сожаления зарыть свой талант в землю. Просто у нее другое предназначение. Клоун это понимает и принимает. Каштанке не нужно выбирать между сиянием софитов и неярким огоньком потерянного дома. Ностальгия по прошлому обостряет чувства, в бескрайнем море звуков она расслышит родные голоса, и уже никакая сила не заставит их потерять. Все вернется на круги своя. Каждый пойдет своей дорогой.
«Страстной бульвар, 10», №5-245/2022