Мысль лицейская
Еще до премьеры «Братьев и сестер» в Драматическом Лицейском театре было понятно, что спектакль родится непростой. По теме непростой, по силе замысла, по творческому размаху. По режиссерскому и актерскому бесстрашию, если угодно. Он и для зрителя непростой. Потому что в больное время говорит о больном и попадает в самый тонкий нерв.
История маленького села Пекашино, затерянного где-то в северной России, и его жителей, вставших во время войны на защиту тыла, оказалась понятна и созвучна сегодняшнему дню – мирному, обеспеченному, благополучному. Почувствовать родство с ближним, чужую душу как свою, беду другого как личную – сродни забытым, когда-то застыженным инстинктам, которые сейчас рвутся наружу, заново открывая нам самих себя. Искренняя, настоящая «деревенская» проза Федора Абрамова вновь обрела свое время и свой голос в убедительном исполнении лицейского «хора».
– Этот спектакль – семейная история всего театра. Я сознательно не брал на роли детей ребят из младшей студии театра – артисты приводили своих, – говорит режиссер Сергей Тимофеев. – Каждый должен был не только протянуть линию своего героя, но, прежде всего, честно взглянуть внутрь себя. Чем дальше мы от идеи братства, тем больше разъединены и ожесточены друг против друга. Сегодня как раз такое время, когда нужно сближаться вне зависимости от обстоятельств. Этот спектакль мы собирали всем миром. Детали быта для декораций и реквизита, элементы будущих костюмов, найденные в бабушкиных сундуках, настоящий деревенский сруб… Это большая «общинная» работа. И этим она ценна для нас.
Подготовка «Братьев и сестер» пришлась на непростой период карантинных ограничений, общений по скайпу и репетиций по зуму. Параллельно у Сергея Тимофеева и Валерия Мамонтова (он же вместе с Мариной Шиповой – художник спектакля) шла работа над инсценировкой. Как признается режиссер, до последней минуты было непонятно, получится или нет. Сложный материал, трудный постановочный процесс, объемные задачи. Но чем больше препятствий, тем серьезнее результат. По итогам областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» «Братья и сестры» признаны лучшим спектаклем 2020 года.
Сценическое действие охватывает всего несколько месяцев 1942 года и основные сюжетные линии, выписанные у Абрамова. В подтексте же – роман-монолит с его ключевыми, сопряженными с библейскими, смыслами: духовное единство, самопожертвование и любовь к ближнему, какими бы смутными ни были времена.
– В этом хронологическом периоде романа самое главное: страна попала в беду. Немец уже фактически под Москвой, и затерянная где-то в глуши маленькая деревня Пекашино – как последний форпост. Мы хотели превратить ее в такой вот Советский Союз в миниатюре, в котором соединились местные и чужие, люди разных судеб и наций, народная многоголосица, которая объединяется перед лицом горя и хаоса. Она находит того, кто может стать их вожаком, и следует за ним, стараясь выжить, – рассуждает Сергей Тимофеев.
За роль того самого «вожака» – председателя колхоза Анфисы Мининой – молодая актриса Светлана Позднякова получила наивысшую актерскую награду областного фестиваля – премию за лучшую главную женскую роль имени Татьяны Ожиговой. Насколько ощутима в руках тяжесть медного крылатого гения, которого вручили Светлане, настолько велика и актерская ответственность.
– Это моя первая возрастная роль в театре и совершенно новое амплуа социальной героини. Работа невероятно интересная, но сложная, на сопротивление. Анфиса Минина – женщина со сломанной судьбой, которая хочет любить, несмотря ни на что. Мне тяжело было найти ключи к этому персонажу, понять ее, принять и передать ее боль на сцене. Тяжело еще и потому, что эта роль не терпит промахов. Здесь нет права на ошибку. Не взяв нужную «ноту» в финале, ты потеряешь спектакль, который три часа выстраивает и ведет большой коллектив твоих коллег. Это огромная ответственность, которая каждый раз требует серьезных внутренних затрат.
– Для меня главный показатель мастерства – когда на твою работу из-за кулис смотрят партнеры, – говорит актер Евгений Точилов, исполнивший роль Ивана Лукашина. – Значит, не только в зрителя попадает. И это дорогого стоит. А на Свету хочется смотреть – как она делает все это на сцене, как по-настоящему живет, какой характер, какая стойкость духа персонажа. И слез не жалеешь вместе с ней. И ведь тема! Про героическое, какое-то сверхъестественное существование людей в неимоверно тяжелых условиях. Это трогает всех. Ведь жизнь не спрашивает, как ты хочешь ее прожить – как герой или как обычный человек. Она ставит перед фактом и проверяет, на что ты способен, как проявляются твои человеческие качества. В этом спектакле все артисты – и опытные, и совсем молодые – работали на одну историю. Потому она и сложилась.
В сюжете, выстроенном режиссером, герой Евгения Точилова фактически единственный персонаж из внешнего мира, оттуда, где сейчас идет война. Не эта тема в фокусе спектакля – она лишь катализатор для проявления человеческой сути. И как командир поднимает солдат в бой, так и Лукашин выписан в Пекашино, чтобы «поднять» оставшихся там женщин, детей и стариков, на сражение за жизнь. Здесь, в тылу, свое поле боя – нужно хлеб вырастить для фронта. Работать, не зная отдыха, сна, жалости к себе. Иначе смерть.
– Попади я в деревню, где голодают бабы с ребятишками, так же, как и Лукашин, не задумываясь, все бы отдал и сделал максимум, чтобы облегчить их жизнь. Но если он будет жалеть их, с голоду умрут все. Такое бывает у врачей, которые должны спасти пациента. Людей нужно правильно «поднять» на дело, чтобы прийти к результату. Вопреки всему, превозмогая себя, идти вперед. Благодаря этому они и одержали эту победу, – говорит Евгений Точилов.
Одна из самых сильных сцен в спектакле – у актрис Светланы Поздняковой (Анфисы) и Ольги Урлаповой, исполняющей роль Анны Пряслиной. Получив похоронку на мужа, она остается одна с пятерыми детьми. Нет больше ни запасов еды, чтобы накормить голодных ребятишек, ни человеческих сил, ни надежды. От отчаяния и усталости Анна решается на преступление, которое по меркам военного времени сродни государственной измене – крадет горсть пшеничных колосков из колхозного амбара. Но ее застает Анфиса, и между женщинами происходит решающий диалог.
– Для меня это самая любимая сцена в спектакле. Это момент эмоционального прорыва для Анны, которая держит обрушившееся на нее горе в себе. И вот наступает время, когда боль и чувство безысходности вырываются наружу. Эта сцена многое говорит о героине, –рассказывает Ольга Урлапова. – Страшно представить, как такое можно выстоять – без надежды, без видимого выхода впереди. Но после их разговора с Анфисой, которая предотвращает еще одно несчастье, понятно: Анна выстоит и пойдет дальше. Будет жить, поднимать детей, пока не повзрослеет ее старший – Мишка – и не подхватит роль кормильца вместо отца.
Мишка Пряслин – актер Степан Воробьев – в труппе лицеистов не так давно, но профессионально взрослеет на глазах. Растет он и в этой роли – буквально за три часа сценического времени из капризного, угловатого подростка превращается в молодого мужчину, опору и защиту для своей материи, братьев и сестер. И вот уже едва намечена режиссером и романтическая линия с Дуняркой, которая осторожно кладет ему руку на плечи и дарит свой платочек. Их будущее – уже за пределами спектакля. За пределами войны. В другой, новой, мирной жизни.
– Степа – большой труженик, его энергия заряжает и поддерживает, – признается Ольга Урлапова. – В этой работе я вообще для себя открыла новую стезю – детскую импровизацию. У меня пока нет своих детей, но в спектакле – сразу пятеро, и у нас масса живых моментов, которые дают воздуха. Все они – дети наших артистов и знают, что такое актерское мастерство. Ребятишки настолько поглощены атмосферой и так включены в работу, что я понимаю: я не могу оплошать! – улыбается Ольга.
В Лицейском театре «Братья и сестры» Федора Абрамова появились к 75-летию Великой Победы. Режиссер Сергей Тимофеев убежден: именно на таком материале сегодня стоит обсуждать с молодыми людьми тему войны. Им нужна невыдуманная правда о том времени.
– Мы должны знать, через что прошла страна в своей истории, пропустить это знание через себя, осмыслить и передать его дальше. Мы, в театре, пропустили, осмыслили. В каждом из артистов, я уверен, сегодня горит этот огонек любви к своей родине, к ее великим несчастьям и великим победам. И, думаю, это может оказаться важнее, чем хороший спектакль, который, я надеюсь, у нас получился.
Валерия Калашникова
«Омская муза», №52 / 11 августа 2021