Переселённые души
В Лицейском театре 4 июня состоялась премьера спектакля «Король-Олень» — дипломной работы выпускника ГИТИСа, новосибирского режиссера Юрия МИТЯКИНА.
Синтетический театр
В XVIII веке итальянец Карло Гоцци создал особый жанр, полемизирующий с бытовыми комедиями Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Жанр получил название «фьяба», что в переводе с итальянского дословно означает «сказка». Фьяба, однако же, не история для детей – это трагикомическая сказка, в которой сказочный сюжет сочетается с диалектической импровизацией и буффонадой комедии дель арте.
Самую знаменитую фьябу великого итальянца Юрий Митякин попытался преподнести зрителям в формате синтетического театра: здесь и площадное представление, и маски, и элементы кукольного театра, и рэп-баттл, и стихи про Лепса и Елену Малышеву в исполнении поэта Труффальдино (актер Александр БОТКИН).
– Я по первому образованию – актёр театра кукол, отсюда в нашем спектакле попугай – перчаточная кукла, теневой театр. Жанр комедии дель арте меня преследует давно, я с детства интересовался средиземноморской масочной культурой. Как в театре кукол актеры работают в куклу, так у нас актёры работают в маску – она даёт характер, определенную пластику, – рассказывает Митякин. – Если же говорить о стихах Труффальдино, объясню, что Саша сам написал свои реплики. У Гоцци они не прописаны – люди, которые в те времена играли Труффальдино, приезжали заранее в город, собирали информацию об общественной жизни, о политике. И писали свой текст так, чтобы зрители, живущие в этом городе, узнавали себя, господ.
Министр в маске
По мнению Митякина, режиссёр без актёров – ничто, а актёры без режиссера вполне могут сами сделать спектакль. На откуп артистам давались поиски пластики для своих персонажей, лицеисты проходили тренинги по комедии дель арте. Жанр сложный, не всем дающийся – в нем (особенно в случае исполнения в камерном пространстве Лицейского) важно соблюсти грань и не уйти в раздражающее переигрывание, что случилось с некоторыми артистами на премьере. Актер же Алексей ОСИПОВ, исполняющий роль коварного первого министра Тартальи, справился с жанром блестяще.
Актер задействует все возможные инструменты: голос, пластика, интонации – все выдает в нем персонажа нетривиального, способного манипулировать судьбами и поступками окружающих. И одновременно героя комического – эффект достигается за счет интонаций, с которыми Осипов произносит реплики. Интонаций, неуловимо знакомых зрителю: так же разговаривали обаятельные злодейки в исполнении блистательной Фаины Раневской.
– Лёша – это моя звезда в этом спектакле, – улыбается режиссер. – Артист, который целиком и полностью создал свой образ, долго над ним работал, делал все вдумчиво. У нас с ним очень хороший коннект.
Большая перемена
По сюжету сказки с помощью колдовства благородный король Дерамо (Евгений Трубкин) переносит свою душу в тело оленя, а в этот момент коварный Тарталья, желая завладеть властью в стране и возлюбленной короля Анджелой (Евгения СУРОВАЯ), отправляет свою душу в тело короля. Но любовь с достоинством проходит через испытания и побеждает злые силы.
Момент обмена душами происходит во втором акте спектакля, и за сценами с министром в обличье короля наблюдать особенно интересно: актер Евгений Трубкин чужую душу в теле Дерамо передает не только через характер персонажа, прописанный в репликах, но и через пластику и интонации. У короля появляются заикание Тартальи, его любовь к манипуляциям с тростью и змеиные движения; благодаря богатой мимике актера перевоплощенный министр напоминает канонического диснеевского злодея с его гротескной улыбкой и сверкающим взглядом. Для максимальной достоверности перевоплощения Евгений Трубкин в первом акте наблюдает за пластикой своего партнера по сцене и использует все подмеченное на конкретном спектакле во втором акте.
Следующий показ фьябы «Король-олень» в Лицейском театре состоится 10 июня. Спектакль сыграют артисты другого состава.
Татьяна ПОПОВА
«Вечерний Омск-Неделя», №22 / 9 июня 2021