«А рыбы спят?». Омичам показали честное актёрское творчество
В гостях у Омска в рамках фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» побывал театр из Новосибирска. Режиссёр Анастасия Неупокоева и актриса Мария Ермакова рассказали историю десятилетней девочки Джетты, которая прошла непростой для многих путь взросления и принятия жизни.
Год назад умер её младший брат. Эмилю было всего шесть лет, когда его жизнь забрал рак. Рассказ маленькой, но сильной героини побуждает зрителей к размышлению о том, как самому пережить боль утраты и помочь своим близким. Спектакль точно транслирует, как воспринимает смерть взрослый, а как ребёнок. Девочка спрашивает родителей, что происходит, когда умираешь, обсуждает с братом, как пройдут его похороны, и рисует иллюстрации об этом периоде своей жизни.
Картина поставлена по пьесе современного немецкого драматурга Йенса Рашке. Жанр определён как «размышление в одном действии».
Честность, только честность
Спектакль поднимает важную тему – откровенный разговор с ребёнком. Без прикрас правдивый рассказ о том, как устроена жизнь. Безусловно, взрослому самому сложно осознать и принять, что когда-то его и близких не станет. А тут ещё нужно как-то объяснить это ребёнку. То же касается и полового воспитания. Говорить по крайней мере в России о таких вещах не принято. Мы пока на пороге открытого диалога с собой, с окружающими. И подобные картины нам в помощь.
Спектакль носит терапевтический эффект. Об этом заговаривает со зрителями перед спектаклем Мария. Девушка выходит на сцену не в роли и говорит всё, как есть. Что сейчас начнётся история, в которой она будет маленькой Джеттой, она вытащит своего внутреннего ребёнка и будет играть с ним. Многих приятно удивила такая абсолютная честность. Неслучайно «А рыбы спят?» попал на этот фестиваль. Зритель с первых секунд убеждается, что это честное актёрское творчество.
Все мы дети
Спектакль завораживает. На сцене много реквизита, но это не мешает и не отвлекает. Каждый элемент к месту, и является частью пазла одной большой картины. Зритель наслаждается кукольным театром, актриса ловко справляется с фигурками брата, отца Джетты и других участников этой истории. Все они выполнены в разных стилях, и оживают в руках Марии.
Чуть поодаль расположили диковинных парящих в воздухе, рыб. Их и другие вещи актриса использует, чтобы показать театр теней. Смотрящий на это взрослый вновь ощущает себя ребёнком. Словно в сооружённом из подушек и одеял шалаше зритель играет с девочкой и внимательно слушает, что ему говорят.
Джетта рассказывает, как её семья снимала домик в Дании. Недалеко от жилища был ручей. Она вместе с братом и папой делала плотину из веток и камней. Вдруг позже Джетта поняла, что рыбки не смогут отправится к себе домой из-за ограждения. Тут она спросила у отца: «Пап, а рыбы спят?». На что он сухо ответил, что не знает.
А потом тебя съедят черви
Мир Джетты – не сказка. Это реальность, в которой брата не стало из-за тяжёлой болезни, мама впала в глубокую депрессию, а папа не знает ответы на многие вопросы. Может ли у змейки появится насморк, спят ли рыбы, и что же всё-таки происходит, когда мы умираем? Правдивость ответа взрослого поражает даже самих взрослых. Ведь не очень приятно осознавать, что когда-то наше тело под землёй будут есть черви. Но лучше ли врать ребёнку, говорить полуправду, отодвигая тем самым от реального мира?
В этом как раз отличие российской культуры от западной, говорит театральный критик Павел Руднев. Спектакль показывает совершенно другое отношение к смерти, в России разговоры о ней табуированы. Многие не принимают данность, это можно понять. Никто не хочет умирать. Делать ли вид, что смерти не существует, выбор каждого.
Что касается этой истории, то смотрящий пытается принять факт смерти вместе с героиней. Совсем ненавязчиво, с детской оценкой происходящего, эта возможность преподносится зрителю. Джетта в итоге выходит из состояния упадка, рисует и общается со сверстниками. Жизнь после смерти близкого есть. А маленькая девочка выросла и оказалась очень сильным человеком.
Алина Ясинская
Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 7 апреля 2021