В Омске завершился фестиваль «его величества артиста»: итоги «ЧАТа»
В последний день фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» в Лицейском театре показали две постановки: о проблемах подростков и на стихи поэта Давида Самойлова. Именитый театральный критик Павел Руднев назвал омский фестиваль совершенным.
В драматическом Лицейском театре в понедельник, 5 апреля, закрылся Третий Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» («Честное Актерское Творчество»). В последний день омские театралы увидели две постановки.
Уже полюбившийся публике моноспектакль «Музыка ветра» представила актриса омского ТЮЗа Надежда Костюк. Постановка новосибирского режиссера Полины Кардымон раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются подростки: развод родителей, непонимание взрослых, первая любовь, страхи, потери. Главная героиня Ника Мурашова, ранимая девочка, взрослеет душой в поисках ответов и находит новых преданных друзей, которых жизнь не балует. И наверно, каждый зритель видит себя в этом подростке и вспоминает свое взросление.
Спектакль исполнен в жанре «монолог с иллюстрациями». Рассказ актрисы гармонично дополняет и эмоционально оттеняет визуальный ряд на экранах.
Закрывал фестиваль поэтический моноспектакль «Самойлов. Память». Его представил зрителям режиссер и актер Артем Серов из Молодежного камерного театра с театром «Театральный особняк» (Москва). Постановщик погрузил омских театралов в стихи великого русского поэта ХХ века Давида Самойлова. Его называли Пушкиным — за простоту, легкость и музыкальность стиха. В спектакле творчество поэта воплощается в историю его жизни и жизни его поколения: послереволюционное детство, первая любовь, первая ревность, война, трудности и успехи. Яркая актерская игра Артема Серова, погрузившая зрителей в другую эпоху, но со знакомыми каждому чувствами, не оставила никого равнодушным.
Подвел итоги фестиваля «ЧАТ» экспертный совет, в который вошли авторитетный театральный критик, кандидат искусствоведения, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России Павел Руднев (Москва), театровед и завлит Академического русского театра Башкортостана Елена Попова (Уфа) и омский театральный критик и журналист Сергей Денисенко. Последний сопровождал каждый спектакль микрорецензиями в стихах.
По словам Павла Руднева, впервые принявшего участие в омском фестивале, «ЧАТ» прекрасен благодаря хорошему отбору.
«Ни один из спектаклей не вызвал у нас вопросов: почему это здесь, кто это выбрал? И в этом смысле он совершенен, и, наверно, это даже неправильно, потому что на каждом фестивале должен быть хотя бы один провал со скандалами в зале», — пошутил театральный критик.
Авторитетный эксперт особенно подчеркнул, что сегодня театр, и российский, и мировой, существует прежде всего как режиссерский. А фестиваль «ЧАТ» позволяет поставить на пьедестал именно актера.
«Именно жанр моноспектакля, которому посвящен этот замечательный фестиваль, подчеркивает, что даже в режиссерский век, артист — это главный человек на сцене. Режиссер — это технология, а артист — инструмент театра. В восемнадцатом веке о нем говорили: “чувствилище” общества, культуры. Артист — это инструмент для передачи энергии текста, тела и пластики. Самое важное, артист — это единственный художник, который может творить, ничего не имея перед собой. Тело артиста — это содержание и форма театра. Это дает возможность сделать фестиваль гимном его величеству артисту», — отметил Павел Руднев.
Худрук Лицейского театра Сергей Тимофеев выразил надежду, что известный критик продолжит сотрудничество с омским фестивалем. Другого эксперта, Елену Попову, он представил как пронзительного и проницательного критика.
«От ее внимания не укрыться мельчайшей подробности, она с легкостью вскрывает любой режиссерский замысел, выводит на свет божий. И очень деликатно и тонко анализирует», — охарактеризовал критика Сергей Тимофеев.
Как подчеркнула Елена Попова, фестиваль доказал нам, что важно, и напомнил знакомую всем истину: человеку нужен человек.
«Нужен взгляд глаза в глаза, нужен диалог сердце к сердцу. Потому что прошедший год очень многому научил и пытался от много отучить. Дай бог, мы преодолеем все онлайн-показы и придем снова к полным залам, аншлагу, к тому, что на сцену будет выходить живой актер. А мы будем в зрительном зале смотреть, сопереживать, страдать, радоваться. Пусть география фестиваля только ширится», — резюмировала театральный критик.
«ЧАТ» — традиционно не конкурсный фестиваль, но каждый из 11 моноспектаклей, представленных актерами из разных городов России, был отмечен дипломом за уникальные особенности.
Татьяна Ляпистова
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», 6 апреля 2021
http://omskregion.info/news/92328-v_omske_zavershilsya_festival_ego_velichestva_arti/