Где растут таланты
В понедельник прошёл юбилейный вечер драматического Лицейского театра – ему исполнилось 25 лет. Чтобы отпраздновать это событие и вместить всех гостей, юбилярам пришлось попроситься на сцену Омского академического театра драмы: зал Лицейского театра на Красном Пути вмещает не больше 60 человек. Но и старейший омский театр оказался маловат для всех желающих поздравить актёров.
Теплый юбилейный вечер длился три с половиной часа. Актеры Лицейского представили зрителю спектакль-капустник, основой для которого послужил мюзикл «Три мушкетёра». Известная всем история была переложена на Лицейский, «который вот уже 25 лет служит Его Величеству Театру».
– Служение всегда связано с самоотверженностью, самозабвенной работой над собой… Бесстрашие мушкетёров сродни бесстрашию творческого человека: нет запретных тем и форм – есть только талантливое и бездарное воплощение. У мушкетёров нет возраста – есть только молодость и желание постичь истину, – раскрыл идею сценария художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ.
Обыгрывая тему служения театру, актеры в шутливой форме делали нелегкий выбор между гонораром за новогодние утренники и томиком Станиславского и посвятили молодого участника труппы в актеры. Лейтмотивом вечера стали и шутки на тему нехватки места в небольшом помещении театра, где занятия детских студий и основной труппы проходят «на каждом сантиметре». Эту тему подхватили и гости «лицеистов», в частности заместитель председателя областного правительства Татьяна ДЕРНОВА и мэр Омска Оксана ФАДИНА. Они пообещали актерам сделать все возможное, чтобы театр обрел новый просторный дом. По мнению Татьяны Дерновой, он должен быть расположен на Левобережье.
Отметив заслуги театра, Оксана Фадина вручила юбилярам сертификат на 300 тысяч рублей. В ответ «лицеисты» наградили мэра, как и всех, кто поднимался в этот вечер на сцену, орденом Любителя Лицейского театра.
– В этом театре воплощена идея фундаментальных режиссеров Вахтангова и Станиславского о создании студии для юного зрителя и с юным актером. Здесь растут таланты, – отметила Оксана Николаевна.
Глава города вспомнила слова знаменитого омича Михаила Ульянова, который когда-то назвал Лицейский маленькой табакеркой. Словно маленькая волшебная шкатулка, городской театр притаился в глубине жилого квартала. В 1997 году город передал только что родившемуся театру здание бывшего детского сада. Параллельно с ремонтом шли репетиции. Но к тому моменту уже сложилась труппа Лицейского и были поставлены первые спектакли, которые юные «лицеисты» играли на разных площадках города.
Все началось в 1994 году, когда заслуженный артист России, актер Омского театра драмы Вадим Решетников предложил создать городской театр на базе театрального кружка лицея №66. Мэру Валерию Рощупкину идея понравилась, и он подписал постановление об открытии первого в городе муниципального театра.
Вадим РЕШЕТНИКОВ, основатель театра:
«Уже несколько лет я наблюдаю стремительное расслоение общества, и особенно молодежи. Рядом со всеми видимыми «качками», от которых шарахаются наши обыватели, формируется не такая обширная, не такая заметная, но фантастическая по своим потенциальным возможностям категория молодых людей, которые осознали возможность выбора, у которых не уснула душа, – молодых людей, тянущихся к Любви, Красоте, иногда стесняясь этого, робко, иногда смело и определенно. И сделать этот путь радостным, веселым, объединить на этом пути к Богу наше Будущее через театр – и есть мое желание, моя мечта, мое призвание, все, что хотите».
В начале сентября 1994 года в помещении клуба «Первомаец» проводился набор в три возрастные группы. Старшей руководили Вадим Решетников и заслуженная артистка России Вера Канунникова, со средней работали заслуженные артисты России Валерий Алексеев и Валерия Прокоп. С младшей группой занимался актер и режиссер Сергей Тимофеев.
Первый театральный сезон начался с работы над спектаклем по произведениям, любимым всеми детьми, – «Голый король» и «Белоснежка и семь гномов». Работали где придется: в ДК «Химик», в «Красной гвардии», даже в училище культуры. Через три года после создания театр обрел собственный дом, который превратился в маленький дворец с мраморной лестницей, литературно-музыкальной гостиной, студией звукозаписи, балетным классом и, конечно же, с настоящей театральной сценой. И желающих выйти на эту сцену становилось все больше.
В 1999 году Лицейский театр был включен в Реестр государственных театров Российской Федерации. Воплотив в жизнь свою мечту о создании театра молодых, Вадим Решетников покинул этот мир в 2007 году. В театре бережно хранят память о своем основателе и собирают в его честь аплодисменты зрителей не только в уютном доме-табакерке, но и на гастролях и во время фестивалей в России и за рубежом.
Новым художественным руководителем стал Сергей Тимофеев. Под его руководством коллектив продолжил расширять горизонты и экспериментировать. Со временем молодой театр вышел на международный уровень. Благодаря напору и смелости актеров и режиссеров Лицейский завоевал сердца зрителей по всему миру, и сегодня многие театральные фестивали не мыслят своей программы без участия «лицеистов». Труппу ценят не только за сценическое мастерство. В 2013 и 2016 годах артисты театра принимали участие во Всероссийском фестивале актёрской песни «Почти belcanto» в Тюмени, откуда сначала привезли приз «За экспрессивность и музыкальный драйв», а потом заняли второе место.
Но несмотря ни на какие регалии, театр остается школой для юных актеров. В трех возрастных студиях занимаются дети от 7 до 18 лет. В театре подчеркивают, что для «лицеистов» не стоит задача стать кузницей кадров для театров. Идея театра, как и при Вадиме Решетникове, остается в воспитании молодых людей.
Вадим РЕШЕТНИКОВ, основатель театра:
«Задача театра не в том, чтобы подготовить кадры для театральных учебных заведений. В данном случае театр выступает не как цель, а как средство. Средство к познанию людьми самих себя и окружающего мира… То, что мы закладываем в детей сегодня, даст всходы в будущем. Это долгосрочный вклад. Это, если хотите, некая гарантия возрождения нации в целом».
В спектаклях Лицейского поднимают серьезные темы, близкие и детям, и взрослым. Серьёзные истории заставляют задумываться и рассуждать о жизни, творчестве, выборе, свободе. Особенная атмосфера на камерной сцене театра передается и залу.
– Мы иногда работаем в двадцати сантиметрах от зрителя. И мне важно видеть его глаза, говорить с ним. Мне нравится, что я могу показать зрителю тишину, паузы, – отмечает актер Игорь КОРОТАЕВ.
Даже перешагнув рубеж в четверть века, Лицейский остается театром молодых. Это неискушенный зритель видит в слове «лицейский» аналогию со школой и считает театр любительским, чем-то вроде школьного кружка. В театре признаются, что были предложения о смене названия, но все, от актеров до художественного руководителя, убеждены, что даже приближаясь к своему столетию, театр вряд ли сменит название, ведь оно говорит о молодости, и более того – отсылает к самому лицеисту Пушкину.
– Никогда ни один из нас не относился к Лицейскому театру как к любительскому, – говорит худрук Сергей Тимофеев. – В слове «лицейский» заложена сама идея театра – собрать всех талантливых и сделать из них высоких профессионалов. Поэтому сменить название было бы верхом неразумия. Лицейский – уже бренд. И нужно утвердить его навсегда.
Екатерина Кудрявцева
«Вечерний Омск-Неделя», №40 / 9 октября 2019