Страдания в тропиках
В Лицейском театре вышла премьера – «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, поставленный в жанре тропический нуар московским режиссером Викторией Каминской.
Реальность и фантазии
Пьесу «Трамвай «Желание» американский драматург закончил писать в 1947 году, а в следующем уже получил за нее Пулитцеровскую премию. История Бланш Дюбуа вошла в классику мировой драматургии, была неоднократно экранизирована и перенесена на сцену. Завершить сезон в свой юбилейный год такой премьерой почетно, и Лицейский театр решился на этот серьезный шаг.
На постановку спектакля ушел месяц долгих репетиций, поиска сценических решений и выстраивания линий поведения персонажей. Удачей этой постановки можно назвать распределение ролей: красавица Дарья Оклей в роли Бланш Дюбуа хороша, ее героиня по-настоящему чувственна, она искренне верит в магию, в которой пытается найти спасение от страданий. В роли антагониста главной героини Стэнли Ковальски выступает Евгений Точилов – и в первом действии актер великолепен, это действительно уверенный в себе и в реальности, по-звериному сильный работяга, не принимающий «бредовых» фантазий в своем логове. Во втором действии, однако, уверенное выстраивание характера персонажа дает некоторый сбой. Возможно, причиной тому является неприятие жестокого поведения Стэнли самим актером: в интервью Точилов признавался, что понимает своего героя, но дикость, до которой он доходит в попытке вернуть свою пошатнувшуюся реальность, актеру отвратительна. В таком случае это вопрос времени и внутренней работы самого артиста – любой спектакль требует того, чтобы его «наиграли», и уже в следующем сезоне во втором действии мы наверняка увидим другого Точилова.
Играющая супругу Стэнли и сестру Бланш актриса Анастасия Максименко оказалась на своем месте: ее Стелла и рада сестре, и любит своего мужа, она принадлежит к грубому миру, со смехом рассказывая о том, как Стэнли колотил лампочки каблуками ее туфель, в то же время понимая страдания своей утонченной сестры и переживая за нее. Яркими и запоминающимися в эпизодических ролях Юнис и Стива Хаббелов выступают Наталья Виташевская и Юрий Щадукин. Каждое их появление на сцене – это и есть жаркие тропики. Тропикам же соответствует художественное решение спектакля: одинаковые по крою, но отличающиеся по цвету футболки мужчин – поставь их в один ряд, и получится оперение попугая ара. Крупные листья растений, которыми увиты ширмы в доме Ковальски, и деревянный (или бамбуковый?) трамвай-трансформер – он и двери в дом, и шкафы, и буфеты.
Смазанные краски
Без нуара, наряду с тропиками заявленного в жанре постановки, тоже не обошлось. И самый нуарный в этой постановке – разочарованный Митч. Роль Гарольда «Митча» Митчелла, кавалера и несостоявшегося жениха Бланш в Новом Орлеане, досталась Александру Боткину. Сценическая пара Боткин-Оклей является одной из самых красивых и гармоничных в постановках Лицейского театра, и хотя Митчу отведено сравнительно небольшое количество времени, зрителю интересно наблюдать за развитием его отношений с Бланш. Однако эти отношения не всегда находят должного объяснения: складывается впечатление, что режиссер в разборе характеров персонажей с артистами не уделил Боткину достаточно внимания, отчего его герой периодически теряет свою цельность, и в данном случае имеется в виду не его неуверенность в себе, а мотивы его поступков. Их краски смазаны: да, Митч любит свою умирающую маму и неоднократно говорит об этом, но история о том, ищет ли он маму и в Бланш, выписана бледно.
И в то же время именно Митчу-Боткину принадлежит одна из самых сильных сцен спектакля – истеричный смех и падение на стол после того, как он узнает о ветрености своей невесты, и последующее объяснение героев. К сильным сценам «Трамвая «Желание» в постановке Каминской можно отнести и переодевание Бланш в сверкающий наряд и корону: эпизод сделан очень красиво, четко, проникновенно. В отличие от финала, который опять же прописан смазанными красками. В пьесе Теннесси Уильямса Бланш после всего пережитого сходит с ума, а в увиденном нами спектакле сумасшествие не читается. На сцене Лицейского Бланш попросту прячут с глаз долой в сумасшедший дом – во всяком случае, таково преподнесение здесь классического текста. И вдвойне странными кажутся смех и беззаботные лица игроков в покер после ухода Бланш. Да, жизнь этих героев после всех событий возвращается в прежнее русло и продолжается по тому же сценарию: мужчины по-прежнему будут пить и играть в карты, Юнис – гонять тряпкой Стива, Стелла – убегать от агрессивного Стэнли к соседке и каждый раз возвращаться обратно, Митч – думать о маме. Жизнь будет такой же, но это не значит, что все пережитое после встречи с волшебным миром Бланш не оставило ни следа в душе героев. Эта история покалечила людей, о чем забывает финал спектакля.
Премьерная постановка не на «отлично» справляется с текстом Теннесси Уильямса, и все же «Трамвай «Желание» займёт достойное место в репертуаре. В этом спектакле хорошие актёрские работы, качественный саундтрек, красиво выстроенные отдельные сцены и нескучная история человеческих отношений.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск-Неделя», №25 / 26 июня 2019 г.