«ЧАТ». Что такое монолог? Отвечают артисты омских и иногородних театров (Часть 2)

С 1 по 5 апреля в Омске под руководством городского Лицейского театра впервые пройдёт I Городской фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». Аббревиатура ЧАТ расшифровывается как «Честное Актёрское Творчество». Посмотреть афишу фестиваля и купить билет можно здесь.

 

В фестивале примут участие артисты омских и иногородних театров. От Академического театра драмы выступит Степан Дворянкин, от омского ТЮЗа – Надежда Костюк. От театра-организатора заявлено сразу четверо лицеистов: Александр Боткин, Игорь Коротаев, Анастасия Максименко и Ольга Урлапова. Из Нижнего Новгорода приедет актриса Марина Замыслова, а гостем из Свердловского государственного академического театра драмы станет артист Антон Зольников.

 

А мы тем временем задались почти риторическим вопросом – что же такое моноспектакль? Терминологическую сторону мы понимаем, но что значит этот жанр для зрителя, театра и самого актёра. Ответ на вопрос мы искали у участников фестиваля «ЧАТ». Заодно у вас есть прекрасная возможность познакомиться с артистами.

 

Степан Дворянкин, актёр Омского академического театра драмы

Спектакль: «Как я съел собаку» 16+, Е. Гришковец

Дата показа: 3 апреля в 20:00

 

Что такое монолог?

Монолог – прежде всего возможность исполнителя поделиться конфликтом со зрителем. Актёр, прежде чем начинать любой контакт со зрителем, должен быть полностью уверен в том, ЧТО он сейчас делает, ДЛЯ ЧЕГО он это делает и ПОЧЕМУ он стал это делать. Естественно, это и возможность высказаться, но энергию монологу даёт конфликт — либо с собой, либо с окружающим миром. В моей истории, моем монологе он есть.

 

Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?

Я могу ответить на все три пункта разом. Потому что монолог – один из самых сильных и эффективных способов взаимодействия со зрителем. Самое мощное средство восприятия в русском классическом театре. Монолог, подкреплённый внутренним конфликтом и заставляющий зрителя волей-неволей либо сопереживать, либо соглашаться, либо спорить с актёром – лучший инструмент раскрытия себя, персонажа и материала.

 

Как Вы выбрали свой монолог?

Никак не выбирал — он сам меня нашёл. Вечером в комнате студенческого общежития мне попался сборник рассказов Е. Гришковца, я решил пробежаться глазами. И так вышло, что открыл я именно этот его очерк. Прочитав несколько абзацев, я уже улыбался – настолько похоже моё восприятие каких-то бытовых вещей с восприятием автора. К концу рассказа я уже знал, что буду заниматься постановкой моноспектакля по этому материалу.

В эту работу вложено очень много моих сил, моего времени и моих нервов. Поэтому отношусь я к ней очень трепетно. И то, что она уже на протяжении двух лет находит отклик у омского зрителя – для меня лучшая награда.

 

Марина Замыслова, актриса Содружества актёров «К.А.Р.М.А.» (Нижний Новгород)

Спектакль: «А рыбы спят?» 16+, Й. Рашке

Дата показа: 5 апреля в 19:00

 

Что такое монолог?

Это возможность высказаться, поделиться и порассуждать. И получить ответы. Ведь монолог в театре – всё равно диалог.

Ты чувствуешь ответы через реакцию, через внимательное молчание, через туго натянутую струну атмосферы.

У меня часто бывает, что за определенное время до следующего спектакля накапливаются чувства и уже не хватает грудной клетки! Надо срочно поговорить! Высвободить энергию. А зритель отдаёт свою. Монолог в театре превращается в диалог, и это потребность и актёра и зрителя.

 

Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?

Жанр монолога для актёра позволяет развить чувство целого. Позволяет вобрать в себя все роли. Ты один, значит в эту минуту ты сам себе режиссёр, сам себе артист, сам себе автор — сам себе. Твой партнер — зритель. И получается исповедальня. Молитва.

Для театра жанр монолога — это особая форма, психологически-терапевтическая функция. Разрушается так называемая четвёртая стена, и актёр напрямую, без посредника общается со зрителем.

Жанр монолога для зрителя – всегда откровение. Даже если бывает смешно, всё равно колет, болит в области души. Это ничем не прикрытый нерв, шок. Поэтому часто бывает сложно заставить себя прийти на моноспектакль. Зритель является частью происходящего, от него зависит диалог-монолог — точно так же, как от артиста. Артист с ним беседует и задаёт вопросы, на которые ждёт ответы. И дожидается.

 

Как Вы выбрали свой монолог?

Историю выбрал режиссёр Александр Ряписов и мечтал поставить. Причём задолго до нашей работы. А я мечтала поработать с ним. Стали выбирать пьесы на двоих. Я хотела, чтобы и комедия была, и чтобы можно было погрустить. Пьесы были, а вот партнёра в огромном городе Нижний Новгород не нашла — душа не лежала. Александр стал уговаривать на монопьесу. Уговорил. Оба не жалеем!

Для меня эта пьеса – что-то очень интимное. Тут нужна другая мера искренности. Ведь это разговор ребёнка, его взгляд. И хоть я не играю девочку впрямую — я не в цветастом платье и не с двумя хвостиками, — но открытые оголенные нервы за внешней простотой диктуют свои условия игры. Я очень дорожу героиней Джеттой, как родным человеком.

 

Александр Боткин, актёр Драматического Лицейского театра

Спектакль: «Маяк@» 16+ по произведениям В. Маяковского

Дата показа: 2 апреля в 20:00

 

Что такое монолог?

Для меня это способ ответить себе на какие-то жизненные вопросы, способ докопаться до себя настоящего, пусть даже и словами другого человека. А ещё это возможность проверить, один ли я такой, кого трогает эта проблема, или есть ещё такие? Это поиск единомышленников.

 

Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?

Для актера это проверка, может ли он удержать зал в напряжении и сможет ли быть понятным и понятым людьми, которые пришли в зал. Для театра это возможность дать зрителю увеличительное стекло и внимательно рассмотреть артиста — авось чего нового покажет. Для зрителя это шанс поговорить с артистом максимально доверительно и узнать его ближе.

 

Как Вы выбрали свой монолог?

Идея зародилась достаточно давно, просто не было повода, а тут и повод нашелся, и человек, который может это сделать необычно. Очень люблю Маяковского, он современен, понятен, притягателен и безумен — в этом мы с ним похожи. Ну и скромные оба (смеётся).

 

Ольга Урлапова, актриса Драматического Лицейского театра

Спектакль: «Царевна-лягушка» 16+, Д. Горячева

Дата показа: 4 апреля в 18:00

 

Что такое монолог?

Это для меня, прежде всего, разговор с самим собой, мысли вслух, рассуждение, анализ. Ведь всегда приятно поговорить с умным человеком.

 

Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?

Монолог для актера – это, несомненно, проверка актерского мастерства, творческий рост, опыт. Для театра – это особая форма выражения идеи автора посредством одного исполнителя. Для зрителя – это возможность послушать мысли человека.

 

Как Вы выбрали свой монолог?

Этот материал мне посоветовал наш режиссер Сергей Родионович Тимофеев. Моя героиня – девушка с нелегкой судьбой, несущая свой крест. Для меня эта роль на сопротивление, мы с ней такие разные, и всё же есть у нас что-то общее.

 

Ирина Чернышева

Омский портал «Культура», 27 марта 2019

https://kultura55.ru/culturedetails/chat-chto-takoe-monolog-otvechayut-artisty-omskih-i-inogorodnih-teatrov-chast-2