Александр Боткин: «Учу дочку любить жизнь»

В первую неделю апреля в Омске пройдет городской фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», придуманный и организованный Лицейским театром. Свое честное актерское творчество (именно так расшифровывается аббревиатура) представит и Александр Боткин – ведущий мастер сцены Лицейского театра, недавно отметивший юбилей первым в своей жизни творческим вечером.

 

— Саша, на творческом вечере ты часто использовал фразу «заниматься театром». Что ты вкладываешь в это понятие?

— Для меня театр — это способ существования. Жизнь.

 

— То есть играешь и вне сцены?

— Нет. Стараюсь не играть, не врать самому себе. В последнее время особенно стараюсь говорить всегда и всем правду — какая бы она ни была, она должна быть озвучена, даже если обидная. Детям тоже говорю, но нивелирую немного, чтобы не было очень больно. Вот приходят ко мне на прослушивание будущие клубники (Александр является педагогом в Клубе Лицейского театра – прим. Т.П.), спрашивают: «Ой, а у меня есть талант?» А я вижу, что человек никакой в плане актерского дарования, как я могу за три дня в неделю по два часа сделать из него артиста? Это нереально. Приходится говорить правду.

 

— О клубе расскажи, пожалуйста, подробнее.

— Клуб – это как хобби-класс. Ребята от 17 лет приходят и занимаются здесь театром, прикасаются к профессии. Если эта стихия их захлестывает, идут дальше, поступают. А потом мне звонят, пишут: «Действительно, все так, как вы говорили, 24 часа в сутки проводим тут». Я отвечаю, что такая профессия. Инженеру хорошо: чертеж в тубус сложил, сказал: «Все, я в отпуск!» и забыл про свою работу. У нас все по-другому.

 

— Твоя супруга тоже связана с театром?

— Она закончила актерский факультет там же, где и я, в музыкально-педагогическом колледже. Но жизнь сложилась так, что актрисой не работает, исполняет обязанности директора в студенческом ДК.

 

— Ты попал в театр, как под трамвай – так ведь говорила твой педагог?

— Понимание того, что я попал, пришло не сразу. После окончания школы я хотел пойти по стопам отца, в Высшую школу милиции. Но были такие времена: чтобы куда-то попасть, нужно было кому-то что-то подарить, и отец сказал: «Я не пойду ни с кем разговаривать, делай, что хочешь. Я в своей жизни пробивался сам». Я знал, что нужно получать образование дальше, и случайно наткнулся на объявление о наборе в колледж. А так как в школе активно занимался КВНом и мнил себя уже готовым артистом, подумал: почему нет? Пришел и поступил. Первая мысль была: надо год где-то проучиться, чтобы в армию не забрали, неважно где. И мой педагог Лариса Яковлевна Меерсон говорила, мол, Боткин не пришел учиться, он пришел косить от армии. И только через полгода пришло понимание театра, ощущение профессии – накатило волной, и все.

 

— «Откосить»-то в итоге удалось?

— Нет, с удовольствием сходил в армию. Когда я окончил колледж, в университете им. Достоевского начали набирать курс Ветрогонов и Тимофеев. На актерских прослушиваниях я получил высший балл и можно было выбирать, как сдавать русский: либо тестом, либо собеседованием. Все пошли на собеседование, а я зачем-то тест выбрал, и не добрал один проходной балл. Думаю: ну ладно, теперь точно в армию придется идти. Но Ветрогонов дал свою визитку моей одногруппнице, с которой мы вместе поступали, и сказал: «Пусть Боткин мне позвонит». И поскольку у меня уже было актерское образование, меня зачислили в труппу ТЮЗа, где он в то время был главным режиссером – это 2005 год. Коллектив был прекрасный! С Олегом Чичко до сих пор дружим, с Сережей Дряхловым… Сезон я отработал в ТЮЗе, и меня забрали в армию.

 

— Где служил?

— Морские части погранвойск. Считаются элитными войсками. Первые полгода в Анапе, а потом по распределению попал во Владивосток на погранкорабль. Полтора года я стрелял по браконьерам.

 

— А как оказался в Лицейском?

— После армии приехал, и надо было устраиваться на работу. В ТЮЗ не вернулся, потому что вакансий в труппе уже не было. Начались поиски работы, сначала устроился охранником в казино. Проработал четыре смены и понял, что не могу я стоять на месте и смотреть на каких-то непонятных людей, которые играют в автоматы. Не мое. И я ушел, даже зарплату не забрал. А у меня очень хорошие знакомые были в ДК имени Красной гвардии, позвали на ставку методиста – мол, будешь вести концерты, сидеть в кабинете и хоть какие-то деньги получать. Там тоже очень хороший коллектив был, проработал я в ДК около 10 месяцев. А потом профессор кафедры кинофото Андрей Юрьевич Павлов, с которым мы вместе играли в одном спектакле в любительском театре у Ларисы Яковлевны, попал на выпускной спектакль Лицейского театра «Гарнир по-французски». И Сергей Родионович (Тимофеев, худрук Лицейского – прим. Т.П.) пожаловался, что мало в театре профессиональных артистов. Павлов сказал: вот сидит методист, ничего не делает, готовый артист. Тимофеев мне позвонил, назначил встречу, спросил: «Будешь здесь работать?» Я говорю: «Да». Вот так я и завелся здесь, от сырости (смеется). Это в 2009 году было, в августе уже 10 лет будет, как я в труппе Лицейского.

 

— Актерство – больше мужское или женское занятие?

— Мужики в театре честнее. Я считаю, что женщина чуть более подвержена игре в жизни. Мужчины не способны и в жизни так сыграть, и на сцене… Сложный вопрос, на самом деле.

 

— Хорошо, задам легкий. Самое главное, чему тебя научили родители – что это?

— Не бояться жить и любить жизнь, потому что она очень короткая.

 

— А чему самому главному ты учишь свою дочь Маргариту?

— Не бояться жить! Хочу, чтобы она наслаждалась жизнью, насколько это возможно, насколько это позволяет ей здоровье. Мы с Маргошей очень забавная парочка: между собой называем друг друга Колбасыч и Папасыч. Веселимся вместе, но когда требуется, я могу сделать строгое лицо и сказать: «Надо делать уроки!» И мы сидим со слезами на глазах оба – я оттого, что приходится приструнить, хотя в мыслях крутится: «ну это же ребенок!»

 

— То, что папа актер, сказывается на ваших развлечениях? Может, сказки по ролям ей читаешь.

— Нет, этого вообще не люблю! Я песни ей пою, у нас есть свой особенный набор песен. В кабинетах врачей все время беру ее за руку и пою: «На лесной полянке, выросла поганка, она ядовитая, товарищи» — и у ребенка ни одной слезы уже нет. Когда ей делали операцию в другом городе, звонил и пел в трубку.

 

— И последний вопрос. Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты хотел бы поступить по-другому?

— Миллион! Приехал бы к брату до его смерти, сидел бы с отцом до его смерти… знал бы, где упасть, я бы перину положил. Таких миллион ситуаций, которые хочется исправить. Жалею ли о том, что это произошло – нет, не жалею. В жизни вообще ни о чем стараюсь не жалеть. Смысла не вижу. Если что-то плохое случается — надо думать, как исправить. Если хорошее — тогда нечего исправлять. Все и так хорошо.

 

            Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», 13 марта 2019г.

http://omskgazzeta.ru/omichi/aleksandr-botkin-uchu-dochku-lyubit-zhizn