«Мэйд ин Сибирь», или Фарс по-сибирски
Лицейский театр представил первую премьеру 2019 года – жизнеутверждающую постановку по сказкам Степана Писахова «Морожены песни» в постановке Евгении Мальгавко.
Стилистика молодого и талантливого режиссёра Евгении Мальгавко уже узнаваема. В каждой постановке она разная, но из раза в раз предложенные постановщиком палитра и пластика становятся изюминкой не только оформления, но и самого повествования. Евгения Мальгавко окончила Театральный институт им. Б. Щукина только в прошлом году, но театралы имя молодого постановщика уже знают. Мальгавко значится в списке режиссёров Лицейского театра, также её спектакль идёт в Омском ТЮЗе. К слову, именно по работе в Театре юного зрителя стало понятно, что с большим пространством Евгения пока не справляется, а камерная сцена идеально подходит для её идей.
Жанр спектакля «Морожены песни» заявлен как фарс по-сибирски. В анонсе говорится, что это жизнеутверждающая постановка, в которой артисты расскажут историю о стойкости и широте русской души, создадут сибирский колорит и атмосферу праздника. Сказано очень точно — заявленная специфика чувствуется с первой секунды показа.
— Меня привлекло то, с какой самоиронией и юмором относится Степан Писахов к русскому менталитету, — говорит Евгения Мальгавко. — В его сказках заложена мысль о том, что русский человек способен преодолевать трудности несмотря ни на что. Поэтому и спектакль хотелось поставить такой: жизнеутверждающий, колоритный, позитивный.
Настоятельно рекомендуется приобрести программку к постановке. Это отдельный сувенир, который стоит того, чтобы его сохранить, — открытка с авторской работой известного тарского художника Дениса Русакова. Иллюстрации Дениса внимательный зритель ещё не раз заметит в спектакле, а наклейка «Мэйд ин Сибирь» и вовсе станет фишкой.
Как только в зале погаснут люстры, программка начнёт светиться благодаря неоновому свету со сцены. Занавес поднимается, и мы оказываемся в студёной, заснеженной, но такой уютной зиме. За это большое спасибо молодому художнику-постановщику Денису Бабенко, который ранее уже сотрудничал с Евгенией Мальгавко при работе над атмосферным спектаклем «Цыганы».
Мороз, беспрестанно падающий снег, ледяные ветки, оформленные колокольчиками-«ветерками», звенят, опускаясь над героями. Валенки, тулупы, платки и задорнейший смех. Вопреки невольно пробегающей дрожи от визуализированного холода от персонажей исходит такая горячность, что они проносят зрителя сквозь стужу, сберегая нас любовью друг к другу и ко всему миру.
Три пары наших героев в трёх поколениях строят череду удивительных мизансцен. Волшебных, зачастую без слов, порой даже в тишине или в сопровождении народных песен. Это первое свидание влюблённых, попытка вручить чудесный замороженный букет прекрасной девушке, первое катание на лыжах. Это совместный быт, закручивание банок, приём гостей… Это замечательный монолог деда, до одури влюблённого в свою сгорбленную и ворчливую вторую половинку. Обнять любимую, убаюкать ребёнка, станцевать с мужем, рассмеяться с женихом — эфемерно и изящно режиссёр демонстрирует, насколько прекрасны эти простые радости.
В спектакле семь персонажей, включая улыбчивого Иностранца, обалдевшего от морозов и согретого заботой местных жителей. На некоторых персонажей заявлен постоянный состав актёров, на некоторых — дубли. К примеру, в постоянном составе Арсений Гуров в роли того самого иностранца. Такой же добрый, как и все вокруг, восторженный и влюблённый в замороженные песни. Александр Боткин в роли, наверное, самого пляшущего Деда на свете наконец-то не герой-любовник, а десятки лет примерный и уже изрядно бородатый семьянин. Евгений Хохлов — немногословный Мужик, строго забирающий свою умилительно-скандальную Бабу и аккуратно качающий ярко-деревянную колыбель. Светлана Позднякова — Девка, хохотушка с большими красивыми глазами и неожиданно рыжими волосами.
В предпремьерном показе роли Парня, Бабы и Бабки исполняли Евгений Трубкин, Маргарита Гончаренко и Евгения Заднепровская. Что касается последней актрисы, то такой Бабки, какую воплотила на сцене Евгения, ещё поискать. Блестящее исполнение задуманного характера, молодецкая удаль одного из самых старых персонажей всей компании. На протяжении спектакля создаётся ощущение, что Евгения Заднепровская действительно живёт в этой истории, и её реплики не прописанные, а к месту и ловко сказанные. Можно было бы даже подумать, что Евгения тонко импровизирует.
Спектакль хоть и идеально выстроен, кажется очень свободным и воздушным. Ветки плавно покачиваются, сосульки звенят, снег лежит аккуратным сугробом в левом верхнем углу сцены. Музыка и песни обращают нас в абсолютно аутентичную атмосферу. Автором музыкального оформления выступил Захар Череватюк. Над постановкой танцевальных номеров и над пластическим рисунком персонажей работала известный омский хореограф Ирина Горэ.
Спектакль станет отличным лекарством от хандры, вселит оптимизм и научит радоваться каждому дню.
Ирина Романова
«Ваш Ореол», №7 (1048) / 13 февраля 2019