«Каштанка» с душой художника: премьера Лицейского театра в Омске

Новинка театра — фантазия по Чехову. Режиссер полностью сохранил классический сюжет, но наделил его новым смыслом.

Наверное, каждый с детства помнит трогательный рассказ Антона Чехова о потерявшейся рыжей собачонке, ведь история о дружбе, верности и преданности, порой необъяснимой, оставляет неизгладимый след на всю жизнь.

Премьера «Каштанки» состоялась в Лицейском театре 14 ноября. Режиссер Сергей Тимофеев создал очень яркую, насыщенную красками и событиями постановку. На сцене мы видим то мастерскую столяра Луки, то закулисье цирка, то арену. Здесь и важный гусь Иван Иванович, и самодовольный кот Федор Тимофеевич, и трогательный свин Хавронья Ивановна. И, конечно же, клоун. Кстати, говорят братья наши меньшие и по-человечески, и по-звериному: гавкают, хрюкают и мяучат.

Перевоплотиться в животных артистам помогли перчаточные куклы. Слияние человека и куклы было настолько гармоничным, что отделить их было невозможно.

Каштанка-Тетка — это Наталья Коротаева. Маленькая рыжая собачка в ее исполнении тронула зрителей. Потерялась — они переживали, гримасничала — смеялись, пела — восторгались. Кстати, русская народная «Барыня» надолго засела в голове после спектакля.

Впечатлила и музыка: это и композиции известного балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского, и мелодии, написанные актером Лицейского Игорем Коротаевым.

Несмотря на то, что отступлений от сюжета нет, режиссер показывает нам лишь светлую полосу жизни рыжей собачонки. Зритель видит ее уже после того, как она потерялась. Полуголодная жизнь с вечно пьяным столяром Лукой и его жестоким сынишкой остается за кадром.

Волею случая талантливая дворняжка становится членом цирковой семьи. Теперь она выходит на сцену вместе с другими животными. Вот только Каштанка никак не может забыть свою семью. И вот однажды на арене цирка Каштанка услышала знакомый голос… Проходят секунды, и она уже мчится в прошлую жизнь.

Каштанка выбирает свободу. В финальном разговоре клоуна и Каштанки она признается, что готова зарыть свой талант в землю. Ведь жизнь в театре для нее лишь игра понарошку. Настоящая же жизнь там, за дверью.

Клоун остается один. И здесь режиссер заставляет задуматься зрителя не только о смысле существования и свободе выбора, но и поднимает тему художника, который находится на вершине успеха. Готов ли он уйти, оставив свое призвание, как Каштанка, неизвестно, но огонек его свечи остается гореть.

 

Татьяна Теляшова

Онлайн-журнал «Класс», 17 ноября 2018 г.

https://newsomsk.ru/class/news/80992-kashtanka_s_dushoy_xudojnika_premera_litseyskogo_t/