Бойся Повелителя мух, повелевающего людьми
В омском драматическом Лицейском Театре 15 июня состоялась премьера спектакля Всеволода ГРИНЕВСКОГО «Повелитель мух» по одноименному роману английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма ГОЛДИНГА.
Роман «Повелитель мух» входит в число выдающихся произведений мировой литературы ХХ века. Написан он был в 1954 году. Интересно, что литературный материал для постановки предложили сами актёры-студийцы, подростки. Заметим, материал сложный — полный аллегорий, и это серьёзный взрослый выбор.
— Нет ничего страшного в том, что материал сложный, – наоборот, детей надо приобщать к хорошей литературе. Они способны это осилить и понять. Только через трудности можно познать себя, — подчёркивает режиссёр и автор сценической версии.
Всеволод ГРИНЕВСКИЙ хорошо знаком омской театральной публике как актёр драмтеатра, однако за его плечами имеется и опыт успешных режиссёрских работ в разных театрах страны. С 2016 года Всеволод в качестве режиссёра занимается с актёрами Первой студии Лицейского театра.
Нынешняя премьера готовилась год. В спектакле заняты артисты Первой и Второй студий, ровесники главных героев романа. Каждый из них отлично справился со своей ролью. Прекрасен Ральф (Михаил КИЛЬГИШЕВ), трогателен Хрюша (Никита Ткач), но отдельных аплодисментов достойно актёрское воплощение Джека (Николай ДУНАЕВСКИЙ) — противоречивый образ подростка подан блистательно: динамично и точно.
Эта история — фантастическая «робинзониада», исполненная глубокого философского смысла. Действие разворачивается на необитаемом острове — сюда в результате катастрофы попали мальчики разного возраста — хорошо образованные благовоспитанные дети. И теперь все они вынуждены сосуществовать в изолированном от привычного мира пространстве, вне цивилизации.
Внезапная безнадзорность приводит к анархической свободе, но не вдруг, а постепенно. Сначала их действия напоминают увлекательную игру: дети, оставшиеся без взрослых, пытаются организовать и упорядочить свою жизнь, «снимая кальку» с единственно известной им модели устройства общества. Происходят выборы лидера простым голосованием, но этот лидер слаб, а власть, как известно, не дают, власть — берут, и следует закономерный раскол, жестокая борьба за власть, переворот, захват власти сильнейшим — затем геноцид и самые настоящие человеческие жертвы.
При этом здесь есть всё: и нравственная чистота, и доброта, и щемящая детская беззащитность, и щедрость — и животный, безотчётный страх перед «живущим на острове» выдуманным мальчишками зверем. Все неблаговидные, страшные проступки на острове мальчики совершают коллективно, ведомые страхом перед «великим и ужасным» Повелителем мух, который «наблюдает за всеми из тёмного леса и требует настоящих жертв».
И здесь мифический зверь — Повелитель мух считывается зрителем как ключ к пониманию проявлений подростковой жестокости и как феномен толпы. Зверь появляется ниоткуда, как только возникает толпа, и исчезает в никуда, как только толпа распадается на отдельные личности — наедине с собой каждого накрывает внезапный ужас перед осознанием разверзшейся бездны низости в себе самом, осознанием того, что зверь существует, но не где-то снаружи — зверь живёт внутри каждого. Поверить в эту догадку — страшно. Отсюда — попытки оправдать себя мыслями о нелепой случайности, спрятаться за коллективной ответственностью. Общечеловеческие ценности и нравственные законы попраны тем низменным, что всплывает, движимое первобытными инстинктами, из глубин человеческой сути.
Интересен и финал: в попытках поймать и убить прежнего лидера, Ральфа, его противники поджигают остров — вспыхивает пожар — на пылающий остров прибывает корабль — на берег сходят военные моряки (Юрий ЩАДУКИН, Александр БОТКИН), и короткая сильная сцена завершает спектакль: здесь же, сразу, на месте, идёт спокойный строгий спрос за всё, что произошло на острове.
Детей спасают. Но нет ощущения хэппи-энда. Зритель уходит, унося с собой ощущение, что ему показали апокалипсис. Предостерегли.
Невольно вспомнишь рубаи Омара Хайяма:
«Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!»
Завершая, хочется добавить, что название роману дал не автор, а его первый издатель. Повелитель мух — это буквальный перевод с древнееврейского имени божества Бааль-Зевув, упоминаемого в Ветхом Завете, — видоизмененное имя его (Вельзевул) в христианстве ассоциируется с дьяволом. А Уильям ГОЛДИНГ не морализирует и не читает нотаций, он просто показывает, что Эдем и преисподняя — «две половинки души». Твоей души.
Спектакль адресован зрителям старше 12 лет, но будет интересен и взрослой аудитории — среди зрителей на премьере присутствовал депутат Омского горсовета Алексей ПРОВОЗИН. По окончании премьерного показа юным артистам, помимо цветов, вручили сладкий подарок — специально изготовленный по этому поводу праздничный торт, на котором красовалось название спектакля.
Юлия Голицына
«Коммерческие вести», 20 июня 2018 г.