Сто к одному
100 человек на место — обычный конкурс для московских театральных вузов. И Виталий Сосой его выдержал. Четыре года назад он поступил в театральное училище им. Щепкина на курс актерского мастерства Юрия Соломина. Сейчас Виталий вернулся в Омск и устроился на работу актером и режиссером-педагогом Лицейского театра.
- Виталий, когда ты понял, что театр — это твое призвание?
- Когда начал заниматься в театральной студии Вадима Решетникова. Помню свой первый спектакль. Назывался он «Шестое чувство». Я читал там стихи поэтов «серебряного» века. До этого времени я учился в инженерном классе 66-й школы, собирался поступать в политех, в театре бывал от случая к случаю. Вадим Станиславович открыл для меня литературу, театр. И я решил, что поступать буду только в театральное училище.
- Многие, даже ставшие впоследствии очень известными, актеры поступали в театральные вузы по несколько раз. Ты поступил с первого раза. Как тебе это удалось?
- Я это списываю на везение. Вступительные экзамены — это лотерея. Я сразу пытался поступить во
все театральные московские вузы: в ГИТИС, в школу-студию при МХАТ, театральные училища имени Щукина и Щепкина. Кстати, вначале даже никаких документов туда подавать не нужно. Узнаешь, когда предварительное прослушивание, и приходишь. «Прослушивают» по пять-десять человек сразу. Приглашают в кабинет, рассаживают. Как правило, до конца не слушают никого. Некоторых обрывают едва ли не с первой строчки. Многие обижаются. Но когда я уже студентом присутствовал на пробах других абитуриентов, понял, что действительно, многое можно понять и по нескольким строчкам. - Учиться было трудно?
- Ни выходных, ни праздников у нас практически не было. Помню, на первом курсе первым полностью свободным днем от занятий и репетиций у нас был день Первого мая.
¾ Стипендия у студентов символическая. Жизнь в Москве дорогая. При такой учебной нагрузке можно было где-нибудь подрабатывать?
- Только на последних курсах. Работал дворником, уборщиком в супермаркете. В День города проводил культурные мероприятия. Один раз всем курсом снимались в рекламном ролике. Его крутили по московскому телевидению.
- По окончании училища на постоянную работу удалось устроиться всем выпускникам вашего курса?
— Да. Причем, почти все остались в Москве. Семь человек взяли в Малый театр.
— Тебе не хотелось тоже остаться в столице?
- Нет. Там невозможно начать спокойно работать, набираться опыта. Сейчас мне хочется вдумчиво разобраться со всем, чему меня учили. В Москве же необходимо срочно начать зарабатывать деньги, а уже во вторую очередь думать о творчестве.
- Первые творческие планы уже есть?
— Да. «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Приходите на премьеру.
Наталья Ворохоб
«Хочу работать», № 30 / 17 августа 1999 г.