Свой остров под названием «Лицейский»
(Маленькое эссе о немаленьком театре)
Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций о муниципальном Лицейском театре, в принципе, концентрируется его главная суть. Вчитайтесь-вслушайтесь: «Молодо — не зелено, а многоцветно», «До Пушкина — три поколения…», «Лицейский — театр, устремлённый в будущее»…
Первое сентября для них — не более чем формальность (да не обидятся педагоги многих и многих городских школ, в чьих классах учатся молодые актёры-лицеисты). Их главный «воспитательный дом» (воспитывающий души) — Лицейский театр. И их «первое сентября» радостно грянуло ещё в середине августа: сбор труппы!
Художественного руководителя Лицейского театра, заслуженного артиста России Вадима Решетникова сначала считали «ненормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сцену Омского академического и затеять — с нуля — нечто невероятное, чему в мировой театральной практике нет аналогов!), затем — идеалистом (а это уж тем паче немыслимо: в беспросветно-безденежные и сумрачные постперестроечные времена, когда культура чуть ли не в буквальном смысле слова «вышла на паперть», — построить, создать в городе Дом-театр)… Сегодня его называют подвижником. И это воистину так.
Мудр и велик город, который думает о будущем. Уже знаменитый на всю Россию омский Лицейский (и особенно после абсолютного и бесспорного первенства на Всероссийском фестивале детских театров в Калуге в 1997 году) стал одной из главных «изюминок» Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шестой) он начинает в великолепном здании, подаренном театру городом. Муниципальный Лицейский, действительно не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных «культурных акций» города во имя будущего, во имя сохранения культуры.
Их сегодня двести человек, двести актёров-лицеистов (младшая, средняя и старшая группы), с которыми работают актёры-режиссёры (нет, лучше так: педагоги, воспитатели, учителя, старшие друзья!). Зинаида Костикова, Сергей Тимофеев, заслуженные артисты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И ещё — только что вернувшийся из Москвы после окончания театрального училища актёр-лицеист «первого набора» Виталий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами театральных учебных заведений.
Помнится, как-то спросил Решетникова, не проводил ли он параллелей между занятостью ребят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:
— Связь самая прямая: чем плотнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.
И добавил (уже не улыбаясь):
— Знаешь, есть у меня мечта. Очень идеалистическая мечта. Я очень хочу, чтобы то, что мы делаем в театре, не вступало в резкое противоречие с уровнем преподавания гуманитарных дисциплин в школах. Но это, сам понимаешь, зависит не от меня…
Они называются Лицейским театром. С того момента, как «отпочковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь формальное объяснение. Главное, почему «Лицейский», — это оттуда, из 19-го века, из тех незабвенных лицеев, где воспитание было — «штучным».
Каждый актёр-лицеист — личность. Или так: уже личность. Заданы точные векторы судьбы — нравственные, духовные. На высокоодухотворённых, ярких, талантливых спектаклях омского Лицейского ощущаешь себя не только зрителем, но и… островитянином. И это, признаюсь, очень пронзительное чувство. И я знаю, что оно возникает только там, где понятие Дома равносильно понятию «Свой остров».
В прошлом сезоне омский Лицейский показал 202 (!) спектакля. Остросоциальная драма «Комок» стала событием сезона: спектакль-предостережение о страшных последствиях бездуховности. Молодые говорили о молодых жёстко, с болью, с надеждой… И с такой же болью и надеждой — премьерные «Скифы», открывшие новые жанровые и художественные горизонты молодого и уникального театра, внесённого недавно Министерством культуры РФ в реестр «Театры России».
…Если вечером присесть на скамейку-амфитеатр у входа в Лицейский театр, — невольно начинаешь думать о будущем. Потому что совершенно отчётливо понимаешь: вот здесь, за этими стенами, — остров добра, любви и творчества; и двести его «островитян», охраняющих свои сердца и души от шквальных социально-политических ветров, — это уже и символ, и надежда, что в 21-м веке Омск не изменит своему самому главному «статусу» — быть городом высокой культуры.
Сергей Денисенко
«Спец. выпуск «Вечерний Омск» — «Городской пед. совет», 24 августа 1999 г.