Свой остров под названием «Лицейский»

(Маленькое эссе о немаленьком театре)

Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций о муниципальном Ли­цейском театре, в принципе, кон­центрируется его главная суть. Вчитайтесь-вслушайтесь: «Моло­до — не зелено, а  многоцветно», «До Пушкина — три  поколения…», «Лицейский — театр, устремлён­ный в будущее»…

Первое сентября для них — не более чем формальность (да не обидятся педагоги многих и мно­гих городских школ, в чьих клас­сах учатся молодые актёры-лице­исты). Их главный «воспитатель­ный дом» (воспитывающий души) — Лицейский театр. И их «первое сентября» радостно грянуло ещё в середине августа: сбор труппы!

Художественного руководите­ля Лицейского театра, заслужен­ного артиста России Вадима Ре­шетникова сначала считали «не­нормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сце­ну Омского академического и за­теять — с нуля — нечто невероятное, чему в мировой театральной прак­тике нет аналогов!), затем — идеа­листом (а это уж тем паче немыс­лимо: в беспросветно-безденеж­ные и сумрачные постперестроеч­ные времена, когда культура чуть ли не в буквальном смысле слова «вышла на паперть», — построить, создать в городе Дом-театр)… Сегодня его называют подвижни­ком. И это воистину так.

Мудр и велик город, который думает о будущем. Уже знамени­тый на всю Россию омский Лицей­ский (и особенно после абсолют­ного и бесспорного первенства на Всероссийском фестивале детс­ких театров в Калуге в 1997 году) стал одной из главных «изюми­нок» Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шестой) он начинает в великолепном зда­нии, подаренном театру городом. Муниципальный Лицейский, дей­ствительно не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значи­мых и замечательных «культур­ных акций» города во имя будуще­го, во имя сохранения культуры.

Их сегодня двести человек, двести актёров-лицеистов (млад­шая, средняя и старшая группы), с которыми работают актёры-ре­жиссёры (нет, лучше так: педаго­ги, воспитатели, учителя, старшие друзья!). Зинаида Костикова, Сер­гей Тимофеев, заслуженные арти­сты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И ещё — толь­ко что вернувшийся из Москвы после окончания театрального училища актёр-лицеист «первого набора» Виталий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами театраль­ных учебных заведений.

Помнится, как-то спросил Ре­шетникова, не проводил ли он па­раллелей между занятостью ребят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:

— Связь самая прямая: чем плотнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.

И добавил (уже не улыбаясь):

— Знаешь, есть у меня мечта. Очень идеалистическая мечта. Я очень хочу, чтобы то, что мы делаем в театре, не вступало в рез­кое противоречие с уровнем пре­подавания гуманитарных дисцип­лин в школах. Но это, сам понимаешь, зависит не от меня…

Они называются Лицейским театром. С того момента, как «от­почковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь фор­мальное объяснение. Главное, по­чему «Лицейский», — это оттуда, из 19-го века, из тех незабвенных ли­цеев, где воспитание было — «штучным».

Каждый актёр-лицеист — лич­ность. Или так: уже личность. За­даны точные векторы судьбы — нравственные, духовные. На высокоодухотворённых, ярких, та­лантливых спектаклях омского Лицейского ощущаешь себя не только зрителем, но и… острови­тянином. И это, признаюсь, очень пронзительное чувство. И я знаю, что оно возникает только там, где понятие Дома равносильно поня­тию «Свой остров».

В прошлом сезоне омский Ли­цейский показал 202 (!) спектак­ля. Остросоциальная драма «Ко­мок» стала событием сезона: спектакль-предостережение о страшных последствиях бездухов­ности. Молодые говорили о моло­дых жёстко, с болью, с надеждой… И с такой же болью и надеждой — премьерные «Скифы», открывшие новые жанровые и художествен­ные горизонты молодого и уни­кального театра, внесённого не­давно Министерством культуры РФ в реестр «Театры России».

…Если вечером присесть на скамейку-амфитеатр у входа в Ли­цейский театр, — невольно начина­ешь думать о будущем. Потому что совершенно отчётливо пони­маешь: вот здесь, за этими стена­ми, — остров добра, любви и твор­чества; и двести его «острови­тян», охраняющих свои сердца и души от шквальных социально-по­литических ветров, — это уже и символ, и надежда, что в 21-м веке Омск не изменит своему са­мому главному «статусу» — быть городом высокой культуры.

 

Сергей Денисенко

«Спец. выпуск «Вечерний Омск» — «Городской пед. совет», 24 августа 1999 г.