Книга жизни. Начало главы
Можно пригласить вас в театр? Замечу сразу: это очень небольшой, очень молодой театр, ему всего пять лет. Пять театральных сезонов. У него нет громких имён, побед и солидных гастрольных афиш. Это очень яркий, необычный и… честный театр.
Придя сюда однажды из праздного любопытства, я поняла, что вернусь ещё. Потребовалось время, чтобы, вживаясь в этот камерный, хорошо выстроенный живой организм, понять главное…
Зачем существует этот театр? И чему он учит своих детей? Помните сказку об отчаянном человеческом детёныше Маугли? О благородных и подлых зверюгах, населяющих джунгли? О преданности, любви и дружбе?
Увы, да простит меня театр! Но старая, хорошо известная сказка как нельзя лучше высвечивает всё, что происходит здесь. Только звучать она начинает по-другому.
Итак, место действия — муниципальный Лицейский театр.
Момент действия — последняя премьера сезона: спектакль «Скифы» по произведениям Александра Блока.
Действующие лица…
АКЕЛА
Он потрясающе артистичен. В любой обстановке. Даже без атрибутики театра. Подтянут, спокоен, галантен. Слегка ироничен.
— Так как ты меня пропишешь в статье? Акела? Что, я уже промахнулся?
Вадим Станиславович Решетников — основатель и бессменный режиссер Лицейского театра.
Идет репетиция спектакля. Александр Блок, «Скифы». Маленький зал театра погружается во мрак. И вдруг красные вспышки света… рваная нить музыки… Молодые тела актеров, словно сошедшие с картины Пикассо. Речь… Жесты… Глаза.
Решетников нервничает. Вскакивает, снова садится. Кричит. Замирает. Тяжело дышит, выбегает на сцену и снова возвращается в зал. Такая энергетика, что сидеть рядом просто невозможно — кажется, что снесет…
- Ну как? – вдруг поворачивается он ко мне.
- Предупреждать надо… — ошарашено бормочу я.
— Угадал? Попал? Да?..
После репетиции:
- Вадим Станиславович, Блока как-то подзабыли сейчас. Был проблеск, как ни странно, на эстраде: Кристина Орбакайте спела «Вербочки». И вдруг — «Скифы». Почему?
- Ты же сама видишь: это наш день. Наш даже хуже. Тогда Бог был. И потом… тяга к возвышенному, поиск Прекрасной Дамы — все равно это у нормальных людей сохранилось.
- Как изменился ваш театр за последние годы?
— Театр растет. В нем осталось совсем немного детей из 66-го лицея. Теперь здесь играют дети и молодежь со всего города, из пригородов. У нас в общей сложности 120 постоянных артистов, есть еще и «плавающий» состав, а всего 220 человек. Младший состав, средний и старший. Проходят занятия танцами, пластикой, речью. Дети получают здесь такое же образование, какое получил я в театральном училище.
- Ребята проходят конкурсный отбор?
- Да… Мы обязаны держать уровень. Ведь у нас все время аншлаги, все больше людей приходят через «кассу»,
- Возраст артистов как-то ограничивается?
- Здесь есть одно ограничение. Начинает человек уставать (а ведь у наших ребят нагрузки профессиональных актеров) — появляется опасность «замастериться», и когда она возникает — нужно уходить.
- Я знаю, ваши «дети» общаются друг с другом и в нерабочее время. Театр напоминает некий клуб, им хорошо здесь. А дальше? Они вырастают, уходят…
- Понимаешь, я всячески отговариваю их от дальнейшего занятия театром.
- Почему?
- Еще долгое время в России это занятие будет малопочитаемым. Артист — это или властитель душ, или клоун. Так вот сейчас — клоун. В российские театры пришло новое поколение администраторов. Для них театр — это средство зарабатывания денег. Они артистов изматывают. Если ведущий актер театра играет по 20 спектаклей в месяц, то чем он играть будет? У него что, есть возможность расти?
А наши дети… Здесь мы даем им все, что только можно дать. Ты посмотри: у них лица другие, глаза… (Лица Решетников действительно подбирает с дотошность режиссера немого кино — Т.П.). Учителя приходят сюда и говорят, что не узнают своих учеников.
Ты понимаешь, есть только два пути: или путь к Богу, или путь к дьяволу. Что серьезного сейчас может сделать театр? Указать на возможность выбора. Если дети все время там, на улице, то они воспринимают жлобство как единственную форму существования. Сейчас даже слово «нравственность» вызывает какие-то игривые чувства. И мы обязаны сказать, что Бог все-таки есть. И что выбор есть. Среднего пути нет. А вообще театр… он ведь чем меньше нужен — тем больше нужен.
- Есть ли подобные театры у нас в стране и за рубежом?
— У нас — нет. А на Западе и быть не может. Там и детей по другому воспитывают, даром душе столько времени не посвящают.
К разговору присоединяется Елена Владимировна Попова (самый очаровательный из возможных директоров театров):
- У нас театр маленький, зал на 75 мест. Естественно, окупить себя мы не можем. Единственный выход — искать спонсоров. И нам стараются помогать — кто чем может. Благодаря этой поддержке мы за сезон ставим уже вторую премьеру.
- Кто еще занимается с ребятами? — спрашиваю Решетникова.
— Мы с Верой Канунниковой — старая гвардия. Есть еще режиссеры Гончарук, Тимофеев, Зина Костикова. Есть балетмейстер, педагог по вокалу. Здесь вообще достаточно активная жизнь протекает.
БАГИРА
Мы с ней знакомы давно. Когда-то я тоже была такой, как эти ребята. Помню, как она вошла в класс — нарядная и великолепная. Она расшевелила нас своим смехом, тормошила, заставляя проделывать монотонные речевые упражнения. И требовала, чтобы мы показали ей самих себя. «Цыплята, — смеялась она, — где ваши мозги?» И когда уже все были очарованы, я продолжала «кусаться». На экзамене нужно было читать прозу. Куражась, я выкопала новеллу какого-то жуткого китайского писателя. Реакция ее была королевской: «Ну что ж, цыпленок, будем работать». Мы репетировали, все больше вгрызаясь в странный текст, и только упрямство не позволяло мне сдаться…
А потом она незаметно «подвела» меня к Паустовскому:
— Девочка моя, послушай: «Ручьи, где плещется форель…» Это — твое.
Сколько же прошло времени, Вера Георгиевна Канунникова? Вы опять учите новых детенышей, и я невольно начинаю ревновать.
- Ты знаешь, у меня ведь кризис был, жуткий. Вадим вытащил меня, пригласил работать в свой театр.
- Трудно работать с Решетниковым?
- Трудно. Мы долго притирались. Он ведь может накричать, а потом встать на колени и попросить прощения. Но у него есть одно важное качество: он порядочен.
- Ваши лицеисты, какие они?
- У них кровь другая. И это, если нет толстой шкуры, заражает моментально. Сюда ведь приходят разные дети. И только со временем начинаешь видеть плоды своей работы. Пусть небольшие, но это уже что-то. Когда, например, обращают внимание, что у нас дети хорошо владеют речью (а этим занимаюсь только я). Почему их тянет сюда? Ни к железкам, ни к кнопкам, а к перу, кистям, театру? Это то, чего требуют их души.
— А почему вы с Решетниковым отговариваете ребят от «взрослой» театральной жизни?
- Понимаешь, Наташа, я скажу тебе так: если человек проживет какое-то время и поймет, что без театра не может — тогда ничего не поделаешь, нужно идти в профессию. У нас были ребята, которые уехали учиться мастерству в Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Это те, кто идут напролом.
— Вы играете замечательные романтические пьесы. И вдруг «Комок»…
— Да, это тяжелая пьеса. Но как без этого можно воспитывать ребят? Они же это видят! Значит, надо поставить и сыграть спектакль так, чтобы после него не удавиться хотелось, а пришло бы понимание, что это мы сможем пройти.
Меня пугает другое. Во-первых, черносотенцы. Ну, этих уже не переделаешь. А во-вторых, старики… Когда они начинают ругать молодежь, которую сами же и воспитали — это страшно. Они ведь ненавидят молодых. Ненавидят друг друга. Так и хочется крикнуть: «На что вы тратите оставшиеся годы и силы?!».
А ребята… У них есть одно потрясающее качество. Они молоды. Они все по-другому воспринимают. Вообще все легче зарубцовывается в молодости. И ей свойственно мечтать и ждать.
БРАТЬЯ МАУГЛИ
Они очень разные — ребята Лицейского. Многие из них рисуют, пишут стихи, музыку. Даже пробуют себя в журналистике и на телевидении. Они все заслуживают особого рассказа.
Ребята удачно отыграли сезон. Прекрасно выдержали «экзамен по Блоку». Рядом с ними всегда замечательные люди, которые не бросят их, не отвернутся.
Да, они подрастают. Старшие уже ершатся, спорят, иногда сознательно вызывая «вожака» на конфликт и упрямо отстаивая себя. Им уже тесно в верных, теплых ладонях театра. Они выбегают из круга… и вновь возвращаются к «вожаку». А он, повинуясь закону своего мира, должен однажды отпустить их навсегда. Тех, в которых уже родился Человек.
«Звезды побледнели, — промолвил Серый Брат, нюхая предрассветный ветер. — Где мы расположимся нынче? Ибо отныне мы идем по новым следам».
Таша Папайя
«Московский комсомолец», № 23 / 17 июня 1999 г.